Большая советсткая энциклопедия Медицина
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Медицина

Медицина (латинское medicina, от medicus — врачебный, лечебный, medeor — лечу, исцеляю), система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Современная М. сложилась в результате длительного исторического процесса; состояние М. всегда определялось степенью развития общества, социально-экономическим строем, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры. В данной статье преимущественно рассматривается развитие М. как комплекса научных дисциплин; о медицинской практике и организации здравоохранения см. также в статьях Диагностика, Диспансеризация, Здравоохранение, Консультация, Охрана материнства и детства, Охрана здоровья детей и подростков, Профилактика, Родовспоможение и других.

Основные разделы медицины

М. как комплекс научных дисциплин состоит из трёх групп: так называемые медико-биологические дисциплины; клинические дисциплины; медико-социальные и гигиенические дисциплины.

Медико-биологические дисциплины выходят за рамки М. и в основном являются частью соответствующих биологических наук; они включают морфологические дисциплины (анатомия, гистология, цитология), изучающие строение тела человека (на любом уровне — от организма в целом, органов и систем до молекулярного); физиологию, которая исследует функции организма; патологию, изучающую закономерности возникновения, развития и течения болезненных процессов, — она делится на патологическую анатомию и патологическую физиологию (химические и физические стороны физиологических и патологических процессов — предмет биохимии и биофизики, см. также Иммунология, Аллергология); фармакологию, которая изучает влияние на организм лекарственных средств и выявляет их токсическое действие (см. также Токсикология). В эту группу входят микробиология (бактериология и вирусология) и паразитология (см. также Гельминтология), изучающие возбудителей болезней; генетика медицинская, которая исследует явления наследственности и изменчивости в их связи с патологией человека, и так далее.

Группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека, их лечение и предупреждение, особенно обширна и разветвлена; она включает терапию (так называемые внутренние болезни), разделами которой являются кардиология, ревматология, пульмонология, нефрология, гастроэнтерология, гематология, клиническая эндокринология, гериатрия (см. Геронтология); фтизиатрию; педиатрию; невропатологию; психиатрию; дерматологию и венерологию; курортологию, физиотерапию и лечебную физкультуру; медицинскую радиологию и медицинскую рентгенологию; стоматологию; акушерство и гинекологию; хирургию; травматологию и ортопедию; анестезиологию и реаниматологию; нейрохирургию; онкологию; урологию; оториноларингологию; офтальмологию и другие. Критерии вычленения самостоятельных клинических дисциплин неоднородны: преимущественная локализация изучаемых болезней в одном органе или одной системе органов (например, невропатология, офтальмология); возрастные (например, педиатрия) и половые (акушерство и гинекология) особенности пациента; особенности возбудителя заболевания и характера патологического процесса (например, фтизиатрия), диагностических и лечебных методов (например, рентгенология, хирургия, физиотерапия). Каждая из клинических дисциплин включает разделы о методах исследования больного и признаках болезней — семиотику, которая становится основой машинных методов диагностики (см. Кибернетика медицинская).

Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие внешней среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения; общую гигиену, гигиену семей и подростков, гигиену коммунальную, гигиену питания, гигиену радиационную, гигиену труда; эпидемиологию и географию медицинскую; в эту же группу включают деонтологию медицинскую и так далее.

Приведённое деление М. условно. Социальные аспекты в той или иной степени присущи всем медицинским дисциплинам, а также научно-практическим комплексам целевого назначения (военная медицина, космическая медицина, спортивная медицина, судебная медицина и т. п.). Медицинскую микробиологию, паразитологию, например, принято относить к медико-биологической группе, но они связаны также с эпидемиологией, служат научной основой многих профилактических мероприятий и потому на практике часто выступают как медико-социальные науки. Многие дисциплины тесно переплетаются (например, гигиена детей и подростков и педиатрия). Характерный для так называемой теоретической М. (то есть медико-биологических дисциплин) экспериментальный метод всё шире проникает в области клинической и гигиенической М.

История медицины.

Возникновение медицины и её развитие до 16 века. Зачатки врачевания и гигиенических знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приёмах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. Значительную роль среди предупредительных и лечебных мер играло использование сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и другое), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство; возникла жреческая, храмовая М.

Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной М. Большое значение придавалось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов — кесарево сечение и эмбриотомия и так далее. Древнекитайская М. использовала более 2000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.

Обширные сведения о М. народов, живших в 1-м тысячелетии до н. э. на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит "Авеста" (9 век до н. э.—3 век н. э.) — священная книга зороастризма. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней ("Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя"), из чего следовали многие предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и другое.

М. Древней Греции использовала накопленные древневосточными народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи — охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии — покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Лечение проводилось в храмовых "асклепейонах" и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.

Раньше других сложилась Кротонская медицинская школа, представитель которой Алкмеон Кротонский (конец 6 — начало 5 веков до н. э.) разработал учение о патогенезе болезней, основывался на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье — гармония, болезнь — дисгармония тела и присущих ему свойств. Принцип лечения в этой школе — "противоположное лечи противоположным" — лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ. Учение о патогенезе получило дальнейшее развитие в Книдской школе (1-я половина 5 века до н. э.), разработавшей один из вариантов гуморального (от латинского humor — жидкость) учения, согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.

Разные варианты гуморального учения наметились ещё в М. государств Древнего Востока, но наиболее четко оно сформулировано Гиппократом, на много веков определившим направление развития М. Гиппократ выделил М. как науку из натурфилософии, превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.

Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеческого тела предприняли за 3 столетия до н. э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, которые привели первые экспериментальные доказательства, что мозг — орган мышления, установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и так далее.

Исключительное влияние на развитие М. оказал уроженец Малой Азии врач Пергама и Древнего Рима К. Гален. Во 2 веке н. э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и фармакогнозии (галеновы препараты), терапии, акушерству, гигиене, в каждую из указанных отраслей М. внёс много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства. Гален впервые ввёл в М. вивисекционный эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов и систем человеческого тела. Он показал, что знание анатомии и физиологии — научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Телеологическая направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде ("галенизм") получило поддержку церкви и господствовало в М. Запада и Востока в течение многих веков.

Элементы санитарии и общественной гигиены, имевшиеся во всех государствах Древнего мира, достигли в Риме высокого уровня, о чём свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и военно-медицинская организации, а также специальная служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.

В Византийской империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошительные эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов, монастырских больниц и лазаретов.

В древнерусском феодальном государстве, наряду с монастырской М., продолжала развиваться народная М. Распространённые лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Среди народных лекарей была специализация: "костоправы", "очные" и "кильные" (по грыже) лекари, "камнесеченцы", "камчужные" (по лечению ломоты, ревматизма), "почечуйные" (по геморрою), "чепучинные" (по венерическим болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки — целительницы детей и другие.

Большую роль в развитии М. сыграли врачи Востока: ар-Рази (известен в Европе под именем Разес); Ибн Сина (Авиценна) — автор "Канона врачебной науки", энциклопедического свода медицинских знаний, и Исмаил Джурджани (12 век), отразивший достижения хорезмской М.; армянский врач М. Гераци и другие. Медицинские факультеты университетов, возникших в Европе в 11—12 веках, не могли способствовать быстрому прогрессу М., так как были во власти схоластики, влияние которой сказывалось меньше в университетах: Салернском, Падуанском, Болонском (Италия), Краковском, Пражском и в Монпелье (Франция). Против схоластики, за опытное знание вели борьбу испанский врач Арнальдо де Виланова (13—14 века) и многие другие.

Медицина в 16—19 веках. В эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс попытался переосмыслить прошлое, выступил с критикой галенизма и гуморальной патологии, с пропагандой опытного знания. Занимаясь алхимией, он положил начало крупному направлению в М. — ятрохимии. Считая причиной хронических заболеваний расстройство химических превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввёл в лечебную практику различные химические вещества и минеральные воды. Наиболее видным его последователем был Я. Б. ван Гельмонт, который описал процессы ферментации в желудочном пищеварении.

Основатель современной анатомии А. Везалий (16 век) восстал против авторитета Галена и на основании систематического анатомирования трупов описал строение и функции тела человека. Большое влияние на М. оказали разработка и пропаганда опытного метода исследования философом-материалистом Ф. Бэконом и развитие механики. У. Гарвей описал кровообращение (1628) и тем заложил фундамент нового раздела человеческого знания — физиологии. С. Санторио с помощью построенных им весов изучал обмен веществ в организме человека, развивал учение о солидарной патологии (от латинского solidus — плотный), согласно которому болезненное состояние — следствие нарушения движения мельчайших частиц организма; вместе с Дж. Борелли и Р. Декартом положил начало ятромеханическому направлению в М. (ятрофизика). Яркий пример влияния физики на М. — изобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии. А. Левенгук описал (1676) живые микроскопические существа, чем положил начало микробиологии. М. Мальпиги с помощью микроскопа открыл капиллярное кровообращение.

В области практической М. наиболее важные события 16 века — создание учения о контагиозных (заразных) болезнях (Дж. Фракасторо) и разработка основ хирургии (А. Паре).

В 18 веке описательный период развития М. перешёл в свою заключительную стадию — первичной систематизации. Возникали многочисленные медицинские "системы", пытавшиеся объяснить причину заболеваний и указать принцип их лечения. Немецкий врач Г. Шталь выдвинул учение об анимизме (от латинского anima — душа), согласно которому болезненный процесс — это ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела проникших в него и приносящих вред веществ; его соотечественник Ф. Гофман доказывал, что жизнь заключается в движении, а механика — причина и закон всех явлений. Французские врачи Т. Бордё, П. Бартез выступили с учением о "жизненной силе" (см. Витализм). Л. Гальвани и А. Вольта исследовали "животное электричество" и лечение электрическим током; Ф. А. Месмер, знакомый с этими работами, создал учение о "животном магнетизме" (см. Месмеризм). Систему гомеопатии основал С. Ганеман. Шотландец У. Куллен разработал теорию "нервной патологии", исходя из признания главенствующей роли "нервного принципа" в жизнедеятельности организма; его ученик английский врач Дж. Браун построил метафизическую систему, признававшую нарушения состояния возбудимости основным фактором возникновения болезней, из чего следовала задача лечения — уменьшить или увеличить возбуждение. Ф. Бруссе создал систему "физиологической М.", связывающей происхождение болезней с избытком или недостатком раздражения желудка и использующей в качестве основного лечебного метода кровопускание.

Сторонникам умозрительных метафизических систем, основанных на абсолютизации какого-либо открытия или принципа, противостояли представители опытного знания. Недоверие к "системам" проявилось в призыве Т. Сиденхема и итальянского врача Дж. Б. Монтано исследовать болезни путём их тщательного наблюдения. Метод наблюдения у постели больного лег в основу клинической и педагогической деятельности Г. Бургаве, К. Гуфеланда, С. Г. Зыбелина, М. Я. Мудрова и многих других. Врачи-философы 17—18 веков X. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, а позднее последователи М. В. Ломоносова Ф. Г. Политковский, К. И. Щепин, И. Е. Дядьковский и другие использовали достижения естествознания для критики умозрительных систем и обоснования материалистических представлений об организме и болезни.

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17—18 веков Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда. Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 веков Дж. Прингл и Дж. Линд в Англии, Д. П. Синопеус, А. Г. Бахерахт в России заложили основы военной и морской гигиены (см. Гигиена военная). Дж. Граунт и У. Петти (Англия) разработали статистические методы исследования общественного здоровья. Глубокий анализ причин высокой заболеваемости и смертности, проблем охраны народного здоровья дали в своих трудах М. В. Ломоносов и С. Г. Зыбелин. Австрийский врач И. П. Франк, несколько лет работавший в России, венгерский врач З. Г. Хусти и другие разработали концепцию "медицинской полиции", которая явилась первой попыткой систематизации и регламентации правил государственного санитарного надзора, общественной и личной гигиены. Многочисленными медицинско-топографическими описаниями и санитарно-статистическими исследованиями, проведёнными в конце 18 — 1-й половине 19 веков в России, Германии, Англии и других странах, была установлена зависимость здоровья различных групп населения от условий труда и быта.

Развитию клинической М. во 2-й половине 18—19 веков способствовала разработка новых методов объективного исследования больного: перкуссии (Л. Ауэнбруггер; Ж. Н. Корвизар; Я. О. Саполович, Россия, и другие), аускультации (Р. Лаэннек, Й. Шкода и другие), пальпации, эндоскопии, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный Дж. Морганьи, М. Ф. К. Биша, М. Бейли (Великобритания), Р. Вирховом, К. Рокитанским, И. Шкодой, Н. И. Пироговым, А. И. Полуниным и многими другими, породил новые дисциплины — патологическую анатомию и гистологию, которые позволили установить локализацию и материальный субстрат многих болезней.

Исключительное влияние на развитие М. оказало использование во многих странах экспериментального метода исследования для изучения нормальных и нарушенных функций организма. Так, чех И. Прохаска, Е. О. Мухин, английский физиолог М. Холл исследовали реакции организма на влияние возбудителей и дали наиболее полные описания рефлекторных актов; Ч. Белл и Ф. Мажанди экспериментально доказали, что передние корешки спинного мозга — центробежные, двигательные, а задние — центростремительные, чувствительные, и т. п. Английского хирурга Дж. Хантера считают основателем экспериментальной патологии. Объединение патологоанатомических и экспериментальных методов исследования, глубокая разработка анатомии и физиологии человека способствовали созданию естественнонаучных анатомо-физиологических основ хирургии.

Условия для теоретических обобщений в области М. были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18—19 веков: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органических веществ (1-я половина 19 века), явившееся ударом по витализму, разработка Ю. Либихом учения о полноценном питании, изучение химических процессов в живом организме, которое привело к развитию биохимии, и т. д.

Крупнейшее открытие 19 века — разработка клеточной теории строения организмов (Я. Пуркине, М. Я. Шлейден и Т. Шванн и другие), позволившей Р. Вирхову создать теорию целлюлярной патологии, согласно которой заболевание — чисто локальный процесс, его сущность — морфологические изменения клеточных элементов; важнейшая задача М. — определение места, "где сидит болезнь". Подобный подход в своё время сыграл положительную роль: представление о болезни стали связывать с определенными изменениями в строении клеток и органов, возникло учение о перерождении клеток, были описаны многие формы опухолей и других заболеваний. Однако Р. Вирхов, а особенно его ученики и последователи, не удержались от универсализации открытых ими закономерностей. Результатом явилось понимание животного организма как федерации "клеточных государств", вся патология человека была сведена к патологии клетки.

Многие современники Р. Вирхова не только не приняли эту теорию, но подвергли основные её принципы критике, признали ограниченным анатомо-локалистическое мышление в то время, когда оно ещё казалось незыблемым. Синтетическому мышлению, отражающему сложные связи организма и среды, способствовали успехи эволюционной теории (см. Дарвинизм). Признание родства человека с животными привело к тому, что врачи стали шире применять эксперимент на животных для уяснения закономерностей жизни человека в условиях здоровья и болезни. К. Бернар в середине 19 века работал над созданием экспериментальной М., объединяющей физиологию, патологию и терапию. Многими исследованиями действия лекарств, веществ и ядов на организм К. Бернар заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии.

В Германии школа И. Мюллера исследовала физиологию органов чувств, пищеварения, крови; работы Г. Гельмгольца способствовали выделению из хирургии учения о глазных болезнях — офтальмологии. Чешский физиолог И. Чермак, усовершенствовав ларингоскоп, положил начало ларингологии, а А. Полицер и его ученик Р. Барани (Австрия) стали основоположниками отиатрии и отохирурги и (см. Оториноларингология).

Ещё в 1-й половине 19 века трудами Е. О. Мухина, П. А. Загорского, И. Е. Дядьковского, А. М. Филомафитского, И. Т. Глебова и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной М., но особый расцвет его приходится на 2-ю половину 19 века и 20 век. Книга И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистического мировоззрения русских физиологов и врачей. Наиболее полно и последовательно физиологическое направление и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, в свою очередь оказавшим глубокое влияние на И. П. Павлова. Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медицинских дисциплинах: Н. Е. Введенский, А. Ф. Самойлов, М. Н. Шатерников и другие — в области нормальной физиологии, В. В. Пашутин — патологической физиологии, Н. П. Кравков — экспериментальной фармакологии, Г. В. Хлопин — гигиены и т. д. Фундаментальные открытия в области физиологии нервной системы (явления доминанты, парабиоза, соотношение процессов возбуждения и торможения) Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского и их последователей способствовали развитию экспериментальной М. и прежде всего нейрофизиологии.

Процесс дифференциации медицинских знаний сопровождался формированием интегрирующей дисциплины — общей патологии, изучающей закономерности возникновения и развития патологических процессов. Первоначально основными её методами были клинические наблюдения, описание симптоматики, систематизация и обобщение практического врачебного опыта. Благодаря успехам патологической анатомии общая патология в 1-й половине 19 века стала развиваться в патоморфологическом направлении, наиболее видным представителем которого был А. И. Полунин — организатор 1-й самостоятельной кафедры общей патологии в Московском университете (1869). Это направление, обогащенное впоследствии гистологическими, биохимическими и экспериментальным методами исследования, развивалось в трудах С. М. Лукьянова, К. А. Л. Ашоффа и других. Оригинальным его продолжением явилось клинико-анатомическое направление московской школы патологоанатомов (М. Н. Никифоров, А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский). Петербургская (М. М. Руднев и другие) и киевская школы патологов избрали путь экспериментальной патоморфологии. В. В. Пашутин организовал кафедры общей патологии с ярко выраженным экспериментально-физиологическим направлением в Казанском университете (1874), затем в Петербургской медикохирургической академии (1879) и создал 1-ю научную школу патофизиологов. В дальнейшем это направление стало господств, на большинстве кафедр общей патологии в России, что привело к переименованию дисциплины в патологическую физиологию. Аналогичное направление развивал в Германии патолог-экспериментатор Ю. Конгейм.

И. И. Мечников обосновал представление о воспалении как форме приспособительной реакции живой ткани на раздражение, разработал основы сравнительной патологии и положил начало общебиологическому направлению в М., дальнейшее развитие которого позволило раскрыть существенные закономерности и механизмы приспособляемости организма в условиях патологии, процессов старения и др. Многие из русских патологов развивали клинико-экспериментальное направление исследований; например, работы школы А. Б. Фохта внесли большой вклад в изучение так называемых запасных сил организма и компенсаторных приспособлений при патологии лимфатической, эндокринной, мочевыделительной и особенно сердечно-сосудистой систем; были разработаны экспериментальные модели нарушений коронарного кровообращения, изучено значение интерорецепции в происхождении нарушений кровообращения.

Под влиянием достижений физиологии формировалось физиологическое, функциональное направление развития клинической М. Многие русские врачи следовали не органопатологии, а антропопатологии, под которой подразумевали познание всего болеющего организма человека как единого целого, и выдвигали принципы "функционального мышления", функциональной патологии, признания роли индивидуальности в развитии большинства заболеваний. Врачи стали говорить не только о диагнозе болезни, но и о диагнозе больного, возникла индивидуализированная терапия — "лечение больного".

Крупнейший русский клиницист 2-й половине 19 века С. П. Боткин стремился к тому, чтобы методы исследования, наблюдения и лечения больного строились на естественнонаучной основе. В 70-х годах 19 века он установил, что изменения функции сердца часто непропорциональны анатомическим изменениям, и пришёл к выводу об их зависимости от центральных нервных аппаратов, а через них — от условий окружающей среды. Это способствовало развитию функционального направления в М. Считая, что наблюдения врача должны быть обоснованы и подтверждены экспериментом, а данные патологии должны быть увязаны с данными физиологии, Боткин создал (1861) при клинике Петербургской медикохирургической академии лабораторию (которой он руководил до 1878, а затем в течение 10 лет — И. П. Павлов), где на практике был осуществлен тесный союз физиологии с М.

Современник Боткина Г. А. Захарьин довёл до совершенства метод опроса (см. Анамнез), суть которого заключается в тщательном изучении условий труда и быта больных с целью установления причины болезни, путей её профилактики и "постижения связи всех явлений данного болезненного случая". Лекции Захарьина были переведены на немецкий, английский и французский языки как образец наблюдательности клинициста, врачебного мышления, комплексной терапии. А. А. Остроумов искал причины заболевания человека в среде, связывал решение этой задачи с использованием клинической М. достижений биологических наук, уделял особое внимание функциональному диагнозу, предложил схему обследования функциональных возможностей отдельных органов и организма в целом и — вслед за Мудровым, Захарьиным — пропагандировал профилактику как важное направление врачебной деятельности. Для Боткина, Захарьина, Остроумова, а за рубежом для немецкого терапевта Л. Траубе и других было характерно клинико-физиологическое направление исследований; они, как и К. Бернар, считали, что экспериментальный метод способен "заменить авторитет научным критерием".

В середине, и особенно во 2-й половине 19 века, от терапии отпочковываются новые отрасли М. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в качестве научной дисциплины, представленной кафедрами, клиниками (в России 1-я кафедра открыта в Московском университете в 1866 Н. А. Тольским). На 2-ю половину 19 века — начало 20 века падает научная и педагогическая деятельность Н. Ф. Филатова, развивавшего клинико-физиологическое направление, и Н. П. Гундобина, объединившего большой коллектив врачей для глубокого и всестороннего изучения анатомо-физиологических особенностей детского организма: Я. Бокая (Венгрия; инфекционные болезни детского возраста); А. Черни (Чехословакия и Германия; вопросы питания, обмена веществ у детей) и другие. Оформление невропатологии и психиатрии как научных дисциплин произошло на основе общего развития клинической мысли, в частности клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко, Г. Модсли, И. М. Балинского, А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, Э. Крепелина, Э. Блейлера и других, и успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы (см. Неврология).

До 2-й половины 19 века представления о причинах заразных болезней носили гипотетический характер. В 18 веке Д. С. Самойлович обосновал представление о контагиозном характере чумы и разработал начала её эпидемиологии. Е. О. Мухин, М. Я. Мудров, а особенно И. Е. Дядьковский правильно трактовали причины распространения холеры. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболеван

Следующие

"Медицина", центральное медицинское издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств,… читать дальше



"Медицинская газета", орган Министерств здравоохранения СССР, медицинской промышленности и ЦК профсоюза медицинских ра… читать дальше



Медицинская канцелярия, орган государственного управления медицинским делом в России в 1-й половине 18 века (1725—63); реорганиз… читать дальше