Большая советсткая энциклопедия Федеративная Республика Германия
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Федеративная Республика Германия

Федеративная Республика Германии, ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).

I. Общие сведения

ФРГ — государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем и Балтийским морем. В состав ФРГ входят острова Вост.-Фризские и Сев.-Фризские, а также Гельголанд и Дюне в Сев. море, о. Фемарн в Балтийском море. Площадь 248, 1 тыс. км2. Население 59,5 млн. чел. (1976). Столица — г. Бонн. ФРГ — федерация 10 земель (см. табл. 1).

Табл. 1. — Административное и политическое деление

Земли

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел. (1975)

Административно-политические центры

Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)

15,7

2582

Киль (Kiel)

Гамбург (Hamburg)

0,8

1717

Гамбург (Hamburg)

Нижняя Саксония (Niedersachsen)

47,4

7239

Ганновер (Hannover)

Бремен (Bremen)

0,4

717

Бремен (Bremen)

Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein — Westfalen)

34,1

17130

Дюссельдорф (Düsseldorf)

Гессен (Hessen)

21,1

5550

Висбаден (Wiesbaden)

Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)

19,8

3666

Майнц (Mainz)

Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg)

35,7

9153

Штутгарт (Stuttgart)

Бавария (Bayern)

70,5

10810

Мюнхен (München)

Саарская область (Saarland)

2,6

1096

Саарбрюккен (Saarbrücken)

II. Государственный строй

ФРГ — федеративная республика в составе 10 земель, действующая конституция (Основной закон) принята в 1949. В 1949—76 из 146 статей 67 полностью или частично отменены, дополнены или изменены, 34 включены вновь. Важнейшие изменения коснулись расширения прав центральной власти, введения системы чрезвычайного законодательства и т.п. Глава государства — президент — избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Президент представляет страну в международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, аккредитует и назначает послов, федеральных судей, осуществляет право помилования и т.д.

Высший законодательный орган — двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг избирается на 4 года в составе 496 депутатов. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики.

Бундесрат осуществляет представительство земель. Он состоит из 41 депутата — членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Каждая земля имеет в бундесрате 3—5 мест в зависимости от численности её населения. Бундесрат может затормозить принятие того или иного закона, т.к. в случае его несогласия с законопроектом, принятым бундестагом, созывается согласительный комитет; бундесрат может опротестовать законопроект в Федеральном конституционном суде.

Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с федеральным канцлером — главной фигурой конституционного механизма

ФРГ. правительство координирует и контролирует работу всех министерств (16 в 1975). Министерства возглавляются министрами, их помощники — статс-секретари. Парламентские статс-секретари проводят политику министра в парламенте (назначаются президентом из числа депутатов бундестага). Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы — однопалатные ландтаги (в Баварии — двухпалатный) и правительства во главе с премьер-министрами.

Судебная система ФРГ состоит из судов общей подсудности, а также судов конституционных, административных, финансовых, трудовых, социальных, дисциплинарных. Особое место занимает Федеральный конституционный суд, наделённый правом толковать конституцию, разрешать споры между федерацией и землями, определять конституционность законов и т.д.

Государственный герб и государственный флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный.

III. Природа

Берега Северного моря и Балтийского моря преимущественно низкие, плоские, расчленённые бухтами и эстуариями. Вдоль побережья Северного моря протягивается полоса ваттов, внешней границей которых служат Восточно-Фризские и Северо-Фризские острова.

Рельеф. Территория страны повышается с С. на Ю. Сев. часть ФРГ находится в пределах Северо-Германской низменности, где хорошо сохранились следы покровных оледенений (особенно четко выраженные на С.-В.) в виде моренных равнин, зандров, долин стока ледниковых вод и др. форм ледникового рельефа; на С.-В. — обширные холмисто-моренные возвышенности и многочисленные озёра (пояс прибалтийских поозёрий). Холмистые предгорья образуют переход к низким и средневысотным (600—1400 м)Среднегерм. горам и возвышенностям средней части страны, сформировавшимся в результате новейших поднятий денудированных герцинских сооружений (Рейнские Сланцевые горы, высотой до 880 м, Везерские горы, всхолмлённая возвышенность и низкогорья Гессена, часть массива Гарц, высотой до 1142 м, горстовые массивы Шварцвальд, высотой до 1493 м, Оденвальд, Шпессарт, Хардт и др.). По границе с ЧССР поднимаются хребты Шумава (высотой до 1456 м) и Чешский Лес; к З. от них — среднегорные массивы — Баварский Лес, Фихтель и Швабо-Франконская куэстовая область с многочисленными проявлениями карста. Рельеф всей средней части страны отличается мозаичностью и дробностью. Выровненные поверхности на вершинах гор резко контрастируют с крутыми обрывистыми склонами. На Ю. страны, на месте Предальпийского краевого прогиба, расположено Баварское плато (высотой от 600 м на С. до 300 м на Ю.) с преобладанием ледниково-аккумулятивного рельефа. На крайнем Ю. ФРГ — передовые хребты Восточных Альп (высотой до 2963 м — гора Цугшпитце), с широким развитием ледниковых и карстовых форм рельефа.

Л. Р. Серебрянный.

Геологическое строение и полезные ископаемые. Центральная и сев. части территории ФРГ сложены палеозойскими, главным образом варисскими, слабометаморфизованными образованиями (сланцы, известняки, граувакки, основные и кислые эффузивы), сформировавшимися на фундаменте преимущественно верхнепротерозойского возраста, прорванными диабазами девона и нижнего карбона, гранитоидами верхнего палеозоя, кислыми эффузивами перми. Платформенный чехол представлен пермскими (большей частью эвапорптовыми), мезозойскими и кайнозойскими осадками. Интенсивное дробление эпипалеозойской платформы в мезозое и особенно кайнозое сопровождалось образованием глубоких грабенов (Верхнерейнский рифт, Гифхорнский трог, Нижнерейнский грабен и др.), выступов [Рейнский массив, зап. часть Богемского (Чешского) массива, Шварцвальд, Оденвальд, Шпессарт] и щелочно-базальтовым вулканизмом (Фогельсберг, Кайзерштуль, Зибенгебирге и т.д.). Юж. часть территории ФРГ, входящая в Средиземноморский геосинклинальный пояс, сложена мезозойскими известняковыми и флишевыми образованиями, участвующими в строении тектонических покровов (шарьяжей) Вост. Альп (Баварии), и кайнозойскими молассами Предальпийского краевого прогиба.

Важнейшие полезные ископаемые — каменный уголь (общегеологические запасы 230 млрд. т), в том числе Рурский каменноугольный бассейн, Саарский угольный бассейн, Ахенский угольный бассейн, бурый уголь (70 млрд. т), в том числе Нижнерейнский басе.; калийные соли (9 млрд. т К2О) — район Ганновера (западное продолжение Штасфуртского соленосного бассейна), бассейнВерра — Фульда. Известны также месторождения нефти (76,1 млн. т), газа (юж. часть Среднеевропейского нефтегазоносного бассейна, Рейнского и Предальпийского бассейнов), железной руды (1,9 млрд. т)Гифхорн, Зальцгнттер, Зигерланд, барит-цинковых (Мегген), свинцовых (Мехерних), свинцово-цинковых (Раммельсберг, Рур) руд, флюорита, графита (Пассау) и др.

Е. Г. Мартынов.

Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. Господствующий зап. перенос воздуха с циклональной циркуляцией приносит тепло и влагу с Атлантического океана. В горных районах проявляются высотная климатическая поясность и экспозиционные различия. Средняя температура января на равнинах З. и С.-З. от 0 до — 1 °С, на С.-В. от — 1 до — 2 °С, на Баварском плато от 2 до 4 °С. в верхних частях Среднегерм. гор — 4 °С. в Альпах — 5 °С и ниже. Средняя температура июля на С. и С.-З. 16—17 °С, в долинах Рейна, его притоков и Дуная 18—20 °С, в верхних частях Среднегерм. гор и Альп 14 °С и ниже. Годовые суммы осадков на равнинах составляют в среднем 600—700 мм, в отдельных межгорных котловинах менее 500 мм, в горах — до 1600—1800 мм (в Гарце и Шварцвальде), местами свыше 2000 мм в год (в Альпах). Максимум осадков на С.-З. приходится на осень, минимум — на весну, южнее выражен летний максимум и зимний минимум осадков. Снежный покров на равнинах неустойчив, держится около 2 недель, в Среднегерм. горах местами 4—5 мес, в Альпах на высоте 1100 м — 6 мес, на вершинах есть снежники.

Внутренние воды. В ФРГ — густая разветвленная сеть полноводных рек, принадлежащих главным образом бассейну Сев. моря. Основная река Рейн течёт через всю страну с Ю. на С. На территории ФРГ расположены также низовья р. Эльба, рр. Везер, Эмс и др. Юж. районы относятся к бассейну Дуная. Альпийские реки (верхнее течение Рейна, правые притоки Дуная) имеют преимущественно снеговое и ледниковое питание, летний максимум и зимний минимум стока; обильное снеготаяние нередко усиливается ливневыми осадками, что ведёт к наводнениям. Реки, начинающиеся в горах средней части страны, имеют снеговое и дождевое питание, максимум стока приходится на конец весны; осенью обычны дождевые паводки. На сев. равнинах преобладают реки с дождевым питанием и зимним половодьем. Крупные реки (например, Рейн) имеют сложный режим. Сток многих рек зарегулирован водохранилищами.

Большинство рек зимой не замерзает. Многие из них судоходны и соединены каналами. Крупнейшие скопления озёр в районах древнего оледенения — на Баварском плато (Боденское — 538 км2, Хим, Штарнбергер-Зе, Аммер и др.) и на С.-В., в поясе прибалтийских поозёрий.

Почвы. На Северо-Герм. низменности преобладают почвы подзолистого типа, чередующиеся с торфяно-болотными; вдоль побережья Сев. моря — почвы маршей. В поясе прибалтийских поозёрий и на Баварском плато — бурые лесные почвы. В области Среднегерм. гор почвенный покров мозаичен. В некоторых межгорных и предгорных районах, особенно на Ю.-В., распространены чернозёмные почвы на лёссах. К выходам карбонатных пород приурочены перегнойно-карбонатные почвы (рендзины). На склонах гор и в межгорных котловинах нередко развиты бурые лесные почвы, сменяющиеся кверху подзолистыми и горно-луговыми, с отдельными участками торфяно-болотных почв. Подобная высотная поясность присуща и Альпам. На значительной территории почвы подвергались длительному и интенсивному с.-х. возделыванию.

Растительность. Около 30% территории страны покрыто лесами, большей частью сильно окультуренными. Преобладают саженые леса с монокультурами хвойных пород (на С. — сосна, в центре и на Ю. — ель). Естественные леса с преобладанием широколиственных пород сохранились преимущественно в горах (наиболее облесены горные районы Рейнской области). Буковые леса часто встречаются небольшими массивами, иногда достигающими верхней границы леса, но обычно на больших высотах господствуют пихта и ель. На богатых известью почвах к буку примешиваются дуб, граб, клён, липа и др. По долинам Дуная, Рейна, Эльбы и некоторых др. рек местами сохранились пойменные леса из ольхи и тополя с примесью ясеня, ивы и липы. В высокогорьях Альп распространены субальпийские и альпийские луга, отличающиеся большим видовым разнообразием. На сев. равнинах и Баварском плато встречаются значительные торфяные болота. На С.-З. — небольшие участки вересковых пустошей с зарослями кустарников (можжевельник, дрок и др.). Луга по долинам рек и на маршах сильно окультурены.

Животный мир. В лесах — крупные хищники (волк, рысь, медведь), сильно истреблены. Значение для охоты имеют косули и благородные олени, а также кабаны, зайцы, лани, серны, муфлоны, фазаны, куропатки; встречаются также лисицы, барсуки, ежи; из птиц — глухари, тетерева, вальдшнепы и др. Разнообразна фауна мышевидных грызунов. На морских берегах — колонии водоплавающих птиц. В прибрежных водах — промысел сельди, трески, макрели. На ваттах сохранились небольшие популяции тюленей.

Охраняемые территории. Имеется (1975) 43 природных парка (Бергштрасе-Оденвальд, Гарц, Пфальцекий Лес и др.) и 35 заповедников (охрана типичной флоры, фауны и природных ландшафтов в целом).

Природные районы. Северо-Герм. низменность — равнинные и холмистые ландшафты на древнеледниковых и зандровых отложениях с редкими лесными массивами, обширными торфяными болотами и участками вересковых пустошей. На юж. окраине — полоса плодородных лёссовых холмистых равнин с овражной сетью. Среднегерм. горы и плоскогорья — чередование лесистых возвышенностей и гор с межгорными котловинами, занятыми полями, садами, виноградниками. Альпы — флишевые и известняковые хребты с отчётливой высотной поясностью ландшафтов (широколиственные и смешанные леса с высотой сменяются хвойными лесами, высокогорными лугами, вечными снегами и ледниками).

Лит.: Мартонн Э., Центральная Европа, пер. с франц., М., 1938; Игрицкая Л. Б., Природные условия, в кн.: Германия, М., 1959; Руттен М. Г., Геология Западной Европы, [пер. с англ.], М., 1972; Месторождения нефти и газа Северо-Западноевропейской нефтегазоносной провинции, М., 1975; Findeisen Ch., Findeisen G., Physische Geographievon Deutschland, [2 Aufl.], B., 1957; Gellert J. F., Grundzuge der physischen Geographic von Deutschland, Bd 1. B., 1958; Woldstedt P., Dliphorn K., Norddeutschland und angrenzende Gebiete im Eiszeitalter, Stuttg., 1974: Karrenberg Hetal., Die Karbon-Ablagerungen in der Bundesrepublik Deutschland; eine Übersicht. "Fortschritte in der Geologic von Rheinland und Westfalen", 1971, Bd 19.

Л. Р. Серебрянный.

IV. Население

Национальный состав ФРГ однороден. Свыше 94% населения составляют немцы. Имеются значительные группы иммигрантов, главным образом из стран Южной Европы. Официальный язык — немецкий. По религии около 49% жителей — протестанты (преимущественно лютеране), около 45% — католики (главным образом на юге ФРГ). Официальный календарь — григорианский (см. Календарь).

В первые послевоенные годы (1946—50) рост населения ФРГ происходил главным образом за счёт массовых миграций — притока переселенцев из др. стран, в последующие годы поддерживался большей частью за счёт иностранцев, приехавших на заработки. С 1970-х гг. естественное движение населения характеризуется относительно низкими и даже отрицательными в отдельные годы показателями, что в значительной степени связано с деформированной возрастной структурой населения (наследие военных лет). Низкая брачность ведёт к снижению рождаемости, что обусловливает постарение населения; лиц свыше 60 лет в конце 1950-х гг. было 17%, в 1974 — 20%. Повышение доли лиц старших возрастов является причиной увеличения смертности. Коэффициенты рождаемости и смертности в 1959—64 в среднем за год составили 17 и 11, в 1975 соответственно 9,7 и 12,1.

Иммиграция и эмиграция (до 600 тыс. чел. в год) затрагивают преимущественно временное население. Численность временного населения в 1975 (главным образом иностранные рабочие, преимущественно из Турции, Югославии, Италии, Греции, Испании, Австрии) составляла свыше 4 млн. чел. (включая членов семей).

Средняя плотность населения 241 чел. на 1 км2, отклонения от неё значительны: от 50—70 чел. на С. Нижней Саксонии и в горах до 1000 чел. и более в Руре. Контрасты плотности населения в связи с урбанизацией возрастают. 88% городского населения (с учётом населённых пунктов свыше 2000 жителей), из них около 1/3 проживает в городах с населением свыше 500 тыс. жителей: Гамбург, Мюнхен, Кельн, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Дортмунд, Дюссельдорф, Штутгарт, Бремен, Нюрнберг, Ганновер. Крупнейшие городские агломерации (млн. чел.): Рейнско-Рурская (10), Рейнско-Майнская (2,5), Штутгартская (около 2,0). Экономически активного населения 26,9 млн. чел. (май 1975).

Отраслевая структура занятого населения отражает рост доли работающих в непроизводственной сфере. В 1975 в промышленности, включая строительство к ремесло, было занято (в %; в скобках в 1950) 45,8 (42,2), в сельском хозяйстве, включая лесное хозяйство, охоту и рыболовство, 6,6 (23,2), на транспорте и в связи 5,8 (5,9), в торговле и финансах 14,9 (9,6), сфере услуг, в государственном аппарате, просвещении, здравоохранении 26,1 (19,9). В 1974 по найму было занято 86% экономически активного населения (70,8% в 1950). Среди владельцев и самостоятельных хозяев численно преобладает мелкая буржуазия города и деревни (мелкие ремесленники и торговцы, мелкие и средние крестьяне); крупная буржуазия составляет около 1,7% экономически активного населения.

V. Исторический очерк

ФРГ возникла в границах оккупационных зон США, Великобритании и Франции в Германии. Её создание было подготовлено политикой раскола Германии и саботажа решений Потсдамской конференции 1945, проводившейся после окончания 2-й мировой войны 1939—45 зап. державами при поддержке монополистических кругов зап.-герм. буржуазии.

Решение о создании сепаратного зап.-герм. государства было принято на проходившем в феврале — марте и апреля — июне 1948 Лондонском совещании 6 зап. держав (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). 20 июня 1948 в Зап. Германии была проведена сепаратная денежная реформа. 1 июля 1948 военные губернаторы США, Великобритании и Франции дали указание премьер-министрам зап.-герм. земель приступить к подготовке созыва Учредительного собрания н выработке конституции будущей ФРГ. В августе 1948 особая группа экспертов разработала проект Основного закона, который был передан на обсуждение 65 представителей западногерм. земель (Парламентский совет). Совет в мае 1949 принял конституцию зап.-герм. государства, которая с некоторыми оговорками была утверждена военными губернаторами США, Великобритании и Франции и обнародована 23 мая 1949.

В августе 1949 в Западной Германии состоялись первые выборы в бундестаг, который собрался 7 сентября в Бонне для избрания президента (совместно с представителями земель) и создания правительства. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс [Свободная демократическая партия (СвДП, основана в 1948)]. Коалиционное правительство в составе представителей Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС и ХСС, основаны в 1945), СвДП, Нем. партии (НП, основана в 1946; в 1961 объединилась с основанным в 1949 Общегерманским блоком в Общегерманскую партию) возглавил К. Аденауэр (ХДС; правительство сформировано 20 сентября).

С образованием ФРГ была создана государственно-политическая основа для восстановления и укрепления власти герм. монополий. Были возрождены крупнейшие концерны и банки [концерны Круппа, Тиссена, Ханиеля, Маннесмана, Клёкнера, Хеша, "ИГ Фарбениндустри" (несколько компаний-преемниц, из них 3 — крупнейшие); "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерц-банк" (т. н. Большая тройка) и др.].

С помощью амер. дотаций и кредитов (Зап. Германия в начале 1948 была включена в систему помощи по плану Маршалла) и мобилизации внутренних ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление экономики. К концу 1949 валовой объём промышленного производства ФРГ приблизился к уровню 1936, а к концу 1950 достиг довоенного уровня. Восстановление промышленного производства (при этом отмечалось ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики и др. отраслей промышленности) обеспечивалось за счёт крупных капиталовложений, поддержания на сравнительно низком уровне народного потребления при одновременном форсированном накоплении, а также большими резервами высококвалифицированной рабочей силы (в 1949 безработица достигала 10,3% ко всему самодеятельному населению) и незначительными в те годы прямыми расходами на военные нужды.

В 1950 объём производства в ФРГ вырос на 25,8%, в 1951 — на 18%. С 1952 экспорт из ФРГ стал превышать импорт, и положительное сальдо торгового баланса неуклонно возрастало. За 1954—56 промышленное производство увеличилось на 39%. К 1954 8 концернов владели 72% производственных мощностей всей металлургической промышленности ФРГ. В руках 15 монополистических групп концентрировалось 82% зап.-герм. добычи угля. Монополии "АЭГ" и "Сименс" контролировали 75% основного капитала электротехнической промышленности. В конце 1953 на предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2,3% от общего числа предприятий) работало 49,2% занятых в промышленности и производилось около 1/2 промышленной продукции страны.

Укрепляя господство монополистического капитала, правительство Аденауэра стремилось подавить демократические силы. В ноябре 1951 оно возбудило судебное дело о запрещении Коммунистической партии Германии. Преследованиям подверглись многочисленные демократические организации (Союз свободной нем. молодёжи, Демократический женский союз, Культурбунд, Комитет борцов за мир и др.). Госаппарат, из которого устранялись "политически неблагонадёжные" граждане, наводнялся бывшими нацистами, офицерами, чиновниками и судьями "третьего рейха". Возрождались многочисленные праворадикальные партии и организации.

В основу внешнеполитической программы зап.-герм. правящих кругов был положен курс на пересмотр итогов 2-й мировой войны 1939—45 при опоре на тесный союз с зап. державами, прежде всего с США. Эта программа вошла в качестве органической составной части в основные политические документы и нормативные юридические акты ФРГ. Основной закон ФРГ характеризовал Федеративную республику как государство "переходного периода", созданное от имени "всех немцев", и предусматривал (ст. 23) присоединение остальных частей Германии. правительство ФРГ выступало (при поддержке зап. держав) с претензиями на юрисдикцию над всеми немцами (ст. 116), независимо от их действительного гражданства; оно не признавало существующих в Европе послевоенных границ и официально претендовало на расширение территории ФРГ до границ бывшего "третьего рейха" на 1 января 1937. Тем самым ФРГ домогалась ликвидации ГДР, присоединения Берлина Западного, претендовала на территории, входящие в состав СССР и ПНР. Эту программу вместе со всеми буржуазными партиями, представленными в бундестаге, по существу поддерживала также находившаяся в оппозиции Социал-демократическая партия Германии (СДПГ; как политическая партия Зап. Германии создана в 1946).

Первоначально в ФРГ продолжал сохраняться оккупационный режим, зап.-герм. государственные органы имели лишь право самоуправления под контролем союзнической Верховной комиссии. С международно-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна: она не имела собственных загранпредставительств, не могла быть членом международных организаций и т.п. Оккупационные власти сохраняли право вмешательства во внутреннюю жизнь страны, контроля над промышленным производством. Оккупационный режим был, однако, постепенно смягчён. По Петерсбергскому соглашению от 22 ноября 1949 зап. державы отказывались от демонтажа военно-промышленных предприятий. Нью-Йоркская конференция министров иностранных дел зап. держав в сентябре 1950 сняла некоторые ограничения для ФРГ в области судостроения, мореплавания, химии, научных исследований. ФРГ получила право создания крупных полицейских формирований. 7 августа 1950 ФРГ стала членом Европейского совета, а 18 апреля 1951 — членом Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В Бонне представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали "Общий договор" 1952, который провозгласил суверенитет ФРГ и прекращение оккупационного режима; 27 мая был подписан Парижский договор о создании "Европейского оборонительного сообщества" — военного блока 6 государств, входящих в ЕОУС. Заключение этих договоров, открывавших путь к ремилитаризации ФРГ, вызвало широкую волну народного протеста в ФРГ и за её пределами. Массовые выступления состоялись в Мюнхене, Нюрнберге, Дармштадте и ряде др. городов. К концу 1952 15 млн. жителей ФРГ высказались против "Общего договора" и милитаризации страны. Выступления зап.-герм. рабочих в 1952 (в т. ч. забастовки докеров и работников городского транспорта Гамбурга, горняков и металлургов Рура и др.) были тесно связаны с борьбой за улучшение условий жизни. В ходе этой борьбы рабочим удалось вырвать некоторые уступки у предпринимателей и правительства (в частности, в области социального законодательства). В мае 1953 голосами правительственного большинства "Общий договор" и Парижский договор были ратифицированы. Однако, в связи с отказом франц. Национального собрания 30 августа 1953 одобрить Парижский договор, в согласованную в Париже и Бонне систему были внесены коррективы и подписаны Парижские соглашения 1954, предусматривавшие вступление ФРГ в НАТО и Западноевропейский союз.

В 1954—55 массовые выступления против вовлечения ФРГ в группировки зап. держав продолжались. В этих выступлениях участвовали профсоюзы, члены СДПГ и коммунисты, представители самых различных социальных слоев. 70% забастовок в те годы проходило под лозунгами борьбы против Парижских соглашений. Осенью 1954 конференции ряда отраслевых профсоюзов, а также федеральная конференция профсоюзов высказались против ремилитаризации в любой форме. В октябре 1954 против вооружения ФРГ выступил 3-й конгресс Объединения нем. профсоюзов. На митинге во Франкфурте-на-Майне, созванном Центральным правлением СДПГ 29 января 1955, был принят Нем. манифест, в котором содержался призыв бороться против вступления ФРГ в зап. военные блоки. Однако руководители СДПГ, выступавшие в бундестаге против Парижских соглашений, приняли решение после их ратификации бундестагом (27 февраля 1955) о прекращении сбора подписей под Нем. манифестом.

После ратификации Парижских соглашений и вступления ФРГ в НАТО (9 мая 1955) происходит быстрое возрождение военной промышленности, укрепление политических и экономических позиций ФРГ в капиталистической Европе, широкая экспансия на внешних рынках. На международной арене делается ставка на политику с позиций силы в отношении СССР и др. социалистических государств. К 1961 ФРГ заняла по объёму промышленного производства 2-е (с начала 1970-х гг. — 3-е, после США и Японии) место в капиталистическом мире. Активное сальдо её торгового баланса в 1963 составило 6 млрд. марок. Золотой запас ФРГ уступал среди капиталистических стран только США и превышал 7 млрд. долл. С 1957 по 1966 прямые капиталовложения ФРГ в Латинской Америке возросли с 514 до 1615 млн. марок, в Африке — с 93 до 565 млн. марок, в Азии — с 76 до 314 млн. марок. Одновременно росли иностранные капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США, составлявшие в 1967 около 34% всех иностранных капиталовложений (Нидерланды — 17%, Швеция — 16%, Великобритания — 10%, Франция — 7%). Опираясь на свою экономическую мощь, ФРГ приобретала доминирующее положение среди европейских союзников США, в частности в основанных в 1957—58 Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе по атомной энергии, использовала идею "европейской интеграции" для проведения реваншистской внешнеполитической программы.

7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, профессиональных и молодёжных организации, принял закон о всеобщей воинской повинности. К концу 1966 регулярная армия ФРГ составляла около 468 тыс. чел. Всё большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Её генералы и офицеры заняли ряд ключевых постов в командных инстанциях этого союза. Широко развёртывалось военное производство. К 1967 военная промышленность ФРГ обеспечивала примерно 65% потребности бундесвера в военной технике. Зап. державы ослабляли ограничения на производство военной техники в ФРГ, которые были предусмотрены Парижскими соглашениями (в 1958 разрешено производство противотанковых ракет, в 1959 пересмотрены ограничения на тоннаж военных судов и т.д.). По соглашению Хассель — Макнамара (1964) США обязались продавать ФРГ амер. вооружение на сумму 675 млн. долл. в год, а также передавать информацию по вопросам использования атомного оружия. 25 марта 1958 бундестаг принял решение о вооружении бундесвера ракетно-ядерным оружием. Пытаясь его приобрести, правительство ФРГ стало настойчиво выступать за создание т. н. многосторонних или европейских ядерных сил. Одновременно в ФРГ были развёрнуты работы по созданию собственной атомной промышленности.

Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ обострилась классовая борьба в связи с ростом цен и налогов, снижением темпов прироста промышленного производства в ряде отраслей (угольная, металлургическая, судостроительная). В феврале — марте 1958 прошли длительные массовые забастовки в Нижней Саксонии, Бремене, Гессене. Широкое стачечное движение охватило Рур. В стране развернулось движение "против атомной смерти", вызванное курсом на оснащение бундесвера атомным оружием.

Правящие круги отвечали на эти выступления новыми репрессиями. Только в 1951—58 в ФРГ была запрещена деятельность свыше 200 демократических организаций, в 1956 запрещена КПГ. В 1958 правительство приступило к разработке "чрезвычайных законов", призванных обеспечить в случае необходимости установление режима диктатуры и отмену буржуазно-демократических свобод. Происходила активизация праворадикальных, националистических сил; в ноябре 1964 была основана неонацистская Национал-демократическая партия, добившаяся в 1966—1968 избрания своих представителей в ландтаги Гессена и Баварии, Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца, Шлезвиг-Гольштейна, Бремена (в результате последующих выборов партия повсеместно лишилась своих мандатов).

В СДПГ, несмотря на ряд выступлений за нормализацию отношений с социалистическими странами (7-й съезд, июль 1956), против оснащения бундесвера ядерным оружием, за безатомную зону в Европе и европейскую безопасность (8-й съезд, май 1958), за признание существования ГДР и переговоры с ней (т. н. "План СДПГ по герм. вопросу", март 1959), получила преобладание линия на сотрудничество с ХДС/ХСС. Утверждению этой линии сопутствовала идейная эволюция партии в сторону окончательного разрыва с марксизмом, которая нашла своё концентрированное выражение в "Принципиальной программе СДПГ", принятой 15 ноября 1959 на чрезвычайном съезде партии в Бад-Годесберге.

В сентябре 1955 по предложению Сов. правительства были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ (с этой целью в Москву приезжала правительственная делегация ФРГ во главе с канцлером Аденауэром). Однако подлинная нормализация отношений не могла быть достигнута в связи с нежеланием руководства ФРГ отказаться от курса на непризнание итогов 2-й мировой войны и европейских реальностей. Правительство ФРГ отвергло все предложения о нормализации отношений с ГДР, активно пыталось мешать социалистическому строительству и ущемлять права ГДР на международной арене. В конце 1955 оно провозгласило т. н. "доктрину Хальштейна", согласно которой признание ГДР другими государствами рассматривалось как "недружественный акт" в отношении ФРГ. В 1957, следуя этой доктрине, оно разорвало дипломатические отношения с Югославией (восстановлены в 1968), а в 1963 — с Кубой (восстановлены в 1975). ФРГ выдвигала незаконные притязания на Зап. Берлин, используя его территорию для экономических и политических диверсий против ГДР, не принимала предложений об обеспечении безопасности в Европе. Сильным ударом по планам правящих кругов ФРГ явилось установление правительством ГДР 13 августа 1961 эффективного контроля на границе с Западным Берлином. В октябре 1963 Аденауэр, бесперспективность политического курса которого становилась всё более очевидной, вышел в отставку. Его сменил Л. Эрхард (ХДС).

С конца 1965 в ФРГ стали всё более отчётливо выявляться симптомы экономических затруднений. В 1966 экономический рост практически прекратился, а в 1967 произошло падение производства. В коалиционном правительстве Эрхарда (ХДС/ХСС и СвДП) возникли трения, и оно распалось (октябрь 1966). 1 декабря 1966 было создано правительство "большой коалиции" (ХДС/ХСС и СДПГ) во главе с К. Г. Кизингером (ХДС); министром иностранных дел стал председатель СДПГ В. Брандт. Реальное содержание политического курса ФРГ оставалось, однако, неизменным, что грозило политической изоляцией ФРГ даже в рядах собственных союзников. В сентябре 1969 на выборах в бундестаг блок ХДС/ХСС потерпел поражение. В октябре был создан коалиционный кабинет (СДПГ — СвДП) во главе с В. Брандтом, провозгласивший политику "преемственности и обновления". ФРГ подписала (28 ноября 1969) договор о нераспространении ядерного оружия и приняла предложение СССР о проведении переговоров, которые завершились 12 августа 1970 подписанием в Москве Советско-западногерм. договора (см. в ст. Советского Союза — Федеративной Республики Германии соглашения). Договор зафиксировал обязательство сторон неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, нерушимость их границ (в т. ч. зап. границы ПНР по Одеру — Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Стороны приняли на себя обязательство разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и её применения. В ходе переговоров была достигнута договорённость также по ряду актуальных вопросов укрепления мира в Европе (т. н. "Заявление о намерениях сторон"). Правительство ФРГ обязалось строить свои отношения с ГДР на основе полного равноправия, уважения независимости и самостоятельности каждого государства в вопросах его внутренней компетенции, заявило о готовности содействовать вступлению ГДР и ФРГ в ООН (оба государства приняты в ООН в сентябре 1973). Было условлено, что вопросы, связанные с недействительностью Мюнхенского соглашения 1938, будут урегулированы между ФРГ и ЧССР в приемлемой для обеих сторон форме.

7 декабря 1970 подписан Польской Народной Республики — Федеративной Республики Германии договор 1970, важнейшее положение которого — признание нерушимости зап. границы Польши.

Против договоров с СССР и ПНР выступил блок ХДС/ХСС, который пытался препятствовать их ратификации в бундестаге. Подписанное 3 сентября 1971 соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Зап. Берлину (см. Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину) содействовало укреплению позиций сторонников договоров в ФРГ. Знаменательным событием в развитии отношений между СССР и ФРГ явилась встреча 16—18 сентября 1971 в Крыму Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с канцлером В. Брандтом. 17 мая 1972 бундестаг одобрил договоры ФРГ

Следующие

Федеративной Республики Германии – Германской Демократической Республики договор 1972 Об основах отношений, подписан 21 декабря … читать дальше



Федеративной Республики Германии – Чехословацкой Социалистической Республики договор 1973 О взаимных отношениях, подписан 11 дек… читать дальше



Федераты (лат. foederati, от foedus – союз, договор) в Древнем Риме: 1) общины, связанные с Римом союзом, обычно назывались союз… читать дальше