Большая советсткая энциклопедия Пастораль
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Пастораль

Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis — пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная буколика, посвящена жизни пастухов (например, "Дафнис и Хлоя" Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения ("Амето", 1341, "Фьезоланские нимфы", 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16—17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо — Италия; Х. де Монтемайор — Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер — Англия; О. д'Юрфе — Франция), а в России — в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.— характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы "Сказание об Орфее" Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16—17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17—18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере "Пиковая дама" П. И. Чайковский воссоздал П. "Искренность пастушки". Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы ("Пасторальная симфония" Л. Бетховена).

Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.— Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.— Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

И. В. Шталь (П. в литературе).

Следующие

Пасторино, Пасторино Вискарди (Pastorino Viscardi) Энрике (родился 6.3.1918, Монтевидео), деятель уругвайского и международного … читать дальше



Пастор (Pastor) Людвиг (31.1.1854, Ахен, — 30.9.1928, Инсбрук), австрийский историк. С 1901 директор Австрийского института в Ри… читать дальше



Пастор (нем. Pastor, от лат. pastor — пастух, пастырь), священник в протестантских церквах. В отличие от католических и правосла… читать дальше