Машиностроительные монополии
Машиностроительные монополии капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. таблицу).
Крупнейшие монополии общего машиностроения
капиталистического мира (1972, млн. долларов)1
Год основания | Оборот по продаже | Активы | Собственный капитал | Число занятых (тысяч человек) | |
"Хитати" (Япония) | 1910 | 4354 | 6272 | 1576 | 151 |
"Мицубиси хэви индастрис" (Япония) |
1870 |
3981 |
7264 |
663 |
111 |
"Интернэшонал харвестер" (США) |
1902 |
3493 |
2574 |
1198 |
100 |
"Катерпиллар трактор" (США) |
1925 |
2602 |
1912 |
1160 |
67 |
"Гутехоффнунгсхютте" (ФРГ) | 1873 | 2329 | 1873 | 191 | 90 |
"Зингер" (США) | 1873 | 2218 | 1609 | 763 | 117 |
"Броун, Бовери" (Швейцария) |
1891 |
1776 |
2247 |
194 |
92 |
"Дир энд Ко" (США) | 1911 | 1500 | 1554 | 800 | 45 |
"Масси-Фергюсон" (Канада) | 1847 | 1190 | 1057 | 444 | 46 |
"Комбасчен инджиниринг" (США) |
1910 |
1180 |
740 |
295 |
35 |
"СКФ" (Швеция) | 1907 | 1048 | 1357 | 550 | 65 |
"Аллис-Чалмерс" (США) | 1901 | 960 | 835 | 390 | 28 |
"Бабкок энд Уилкокс" (США) | 1881 | 956 | 717 | 317 | 34 |
"Студебекер-Уортингтон"2 (США) |
1967 |
879 |
876 |
302 |
27 |
"Зульцер" (Швейцария) | 1834 | 764 | 1074 | 569 | 37 |
"Шнейдер" (Франция) | 1836 | 554 | 125 | 209 | 55 |
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
2 Образована слиянием "Уортингтон" (основана в 1916) и "Студебекер" (основана в 1903).
В металлургическом машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на которые в 1971 приходилось примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых — "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries) и "Хитати" (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроительными компаниями, а также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств.
Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы — "Броун, Бовери" (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная "Зульцер" (Sulzer) и французский концерн "Шнейдер" (Schneider).
Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран — ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их основными изготовителями являются электротехнические монополии — "Дженерал электрик" (General Electric), "Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), "Комбасчен инджиниринг" (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая, кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и "Бабкок энд Уилкокс" (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование. В ФРГ — "Гутехоффнунгсхютте" (Gutehoffnungshütte) и "Крафтверке унион" (Kraftwerke Union) и т. д.
В тракторостроении основных капиталистических стран господствует также небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний — "Интернэшонал харвестер" (International Harvester), "Катерпиллар трактор" (Caterpillar Tractor), "Дир энд Ко" (Deere and Со), "Аллис-Чалмерс" (Allis-Chalmers ), автомобильную — "Форд" (Ford) и др. В Великобритании их производство сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них — английского отделения "Масси-Фергюсон" (Massey-Ferguson) и филиала "Форда" приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят около 90 %, в ФРГ 6 фирм — более 60 % и в Италии 4 компании — примерно 80 % всей продукции тракторостроения этих стран. В производстве подшипников ведущее место занимает шведская фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира).
Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В целом уровень концентрации производства, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении.
Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала — создание филиалов и дочерних предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, "Интернэшонал харвестер" имеет тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У "Дир энд Ко" филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у "Аллис-Чалмерс" — в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания "Масси-Фергюсон", помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании "Форд" (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.
У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов "Катерпиллар трактор" дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. "Комбасчен инджиниринг" имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, "Студебекер-Уортингтон" (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, — в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания "Зингер" (Singer) — в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран.
Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технический прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии.
А. А. Змеев.
Следующие
Машиносчётная станция (МСС), организация, выполняющая вычисления, связанные с обработкой статистической, бухгалтерской и планово… читать дальше
Машкин Николай Александрович [28.1(9.2).1900, село Соколки, ныне Бугульминского района Татарской АССР, — 15.9.1950, Москва], сов… читать дальше
Машков Илья Иванович [17(29).7.1881, станица Михайловская, ныне Волгоградской области, — 20.3.1944, Москва], советский живописец… читать дальше