Автомобильные монополии
Автомобильные монополии капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% — на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.
В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ["Дженерал моторс" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)] приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии ["Бритиш мотор холдингс" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторс" (Vauxhall Motors), "Рутс моторс" (Rootes Motors) и "Лейленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции ["Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Ситроен" (Citroen) и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутомобили Торино" — FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоёта мотор" (Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor), "Toe когё" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
Табл. 1. — Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
Тыс. шт. | % | |
США, всего | 10371 | 100,0 |
"Дженерал моторс" | 5179 | 49,9 |
"Форд мотор" | 2952 | 28,5 |
"Крайслер" | 1599 | 15,4 |
"Американ моторс" | 279 | 2,7 |
ФРГ, всего | 3051 | 100,0 |
"Фольксвагенверк" | 1652 | 54,0 |
"А. Опель" | 685 | 22,4 |
"Форд-верке" | 449 | 14,7 |
"Даймлер-Бенц" | 249 | 8,1 |
Япония, всего | 2286 | 100,0 |
"Тоёта мотор" | 587 | 25,7 |
"Ниссан мотор" | 517 | 22,6 |
"Тое когё" | 299 | 13,1 |
"Мицубиси хэви индастрис" | 258 | 11,3 |
"Дайхацу когё" | 174 | 7,6 |
Англия, всего | 2043 | 100,0 |
"Бритиш мотор холдингс" | 739 | 36,2 |
"Форд мотор" | 580 | 28,4 |
"Воксхолл моторс" | 275 | 13,4 |
"Рутс моторс" | 213 | 10,4 |
"Лейленд мотор" | 147 | 7,2 |
Франция, всего | 2025 | 100,0 |
"Рено" | 763 | 37,7 |
"Ситроен" | 535 | 26,4 |
"Пежо отомобиль" | 374 | 18,4 |
"СИМКА отомобиль" | 327 | 16,1 |
Италия, всего | 1366 | 100,0 |
"ФИАТ" | 1229 | 90,0 |
Канада, всего | 894 | 100,0 |
"Дженерал моторс" | 356 | 40,0 |
"Форд" | 260 | 29,1 |
"Крайслер" | 190 | 21,2 |
Швеция, всего | 196 | 100,0 |
"Вольво" | 152 | 77,3 |
А. м. относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту "Стандард ойл К° (Нью-Джерси)" [Standard Oil (New Jersey)]. "Фольксвагенверк" занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е — в мире. "ФИАТ" — самая крупная монополия Италии.
А. м. США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях "большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м. Западной Европы и Японии. В 1966 "Дженерал моторс" выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая А. м. Западной Европы "Фольксвагенверк". Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов "большой тройки" США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой тройки" США: "Воксхолл моторс" — филиал "Дженерал моторс", "Форд мотор" — филиал американской монополии "Форд мотор", "Рутс моторс" контролируется "Крайслером". Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторс" ("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок — Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.
Под влиянием конкуренции американских А. м., а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар карс" (Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторс холдинг", которая в начале 1968 объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен". Французская компания "Рено" в 1966 заключила соглашение с фирмой "Пежо отомобиль" о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ "Фольксвагенверк" и "Даймлер-Бенц", в Японии "Тоёта моторс" с "Дайхацу когё" и "Хино моторс" (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен" (Англия) и "Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" (Франция) и "Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма "НСУ моторенверке" и французская "Ситроен" в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова — во Франции. Укрепляя свои позиции на национальных рынках, А. м. Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.
Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957—66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская "Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.
А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и химической (1063 млн. долларов) промышленности. У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. "Дженерал моторс" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.
Основным средством внешнеэкономической экспансии А. м. западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская А. м. "ФИАТ" — почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоёта мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.
Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.
В годы 2-й мировой войны "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как "Дженерал моторс" и "Форд мотор", в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские А. м. производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США "Крайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 — 154,2 млн. долларов). Американские А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.
В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счёт государственных средств финансируются научно-исследовательские работы А. м. в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний ("Рено" во Франции, "Альфа Ромео" в Италии, "Фольксвагенверк" в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счёт государственного строительства (например, "Крайслер" — почти в 4 раза).
Крупнейшие А. м. (см. табл. 2).
Табл. 2.—Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
Год основания | Число занятых (тыс. чел.) | Активы (млн. долл.) | Собств. капитал (млн. долл.) | Оборот по продаже (млн долл.) | Валовая прибыль (млн. долл.) | Отношение валовой прибыли в % | Чистая прибыль (млн. долл.) | ||
|
|
|
|
|
| к обороту | к собственному капиталу |
| |
США |
|
|
|
|
| ||||
"Дженерал моторс" | 1916 | 745 | 12916 | 8726 | 20209 | 3424 | 16,9 | 39,2 | 1793 |
"Форд мотор" | 1902 | 388 | 8090 | 4782 | 12240 | 1188 | 9,7 | 24,8 | 621 |
"Крайслер" | 1925 | 183 | 3149 | 1701 | 5650 | 377 | 6,7 | 22,2 | 189 |
Страны Зап. Европы и Япония |
|
|
|
|
|
| |||
"Фольксвагенверк" (ФРГ) | 1930 | 125 | 1434 | 661 | 2500 | 1862 | 7,4 | 28,2 | 125 |
"ФИАТ" (Италия) | 1899 | 135 | 1401 | 495 | 1679 | 772 | 4,6, | 15,5, | 40 |
"Даймлер-Бенц" (ФРГ) | 1926 | 102 | 599 | 249 | 1475 | ... | 3,04 | 17,74 | 44 |
"Бритиш мотор" (Англия)3 | 1952 | 120 | 818 | 404 | 1473 | 572 | 3,9 | 14,1 | 42 |
"Рено" (Франция) | 1895 | 95 | 590 | 214 | 1428 | 162 | 1,1 | 7,5 | 6 |
"Пежо отомобиль" (Франция) | 1896 | 54 | 538 | 302 | 935 | ... | 2,24 | 7,04 | 21 |
"Тоёта мотор" (Япония) | 1937 | 34 | 896 | 288 | 930 | ... | 5,14 | 16,54 | 48 |
"Ниссан мотор" (Япония) | 1933 | 55 | 1295 | 307 | 921 | ... | 4,94 | 14,64 | 45 |
"Ситроен" (Франция) | 1924 | 61 | 406 | 142 | 887 | ... | 0,44 | 2,84 | 4 |
"Лейленд мотор" (Англия) | 1919 | 56 | 549 | 264 | 616 | ... | 3,54 | 10,24 | 27 |
"Вольво" (Швеция) | 1926 | 24 | 379 | 108 | 589 | 50 | 8,5 | 46,3 | 13 |
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.
2 Прибыль до вычета подоходного налога и сё отношение к обороту и собственному капиталу.
3 На 31 июля 1966.
4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.
Продажи самой крупной А. м. "Дженерал моторс", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5—2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-транспортного оборудования для системы оружия "Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают "Дженерал моторс" крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире А. м. "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены её заграничными заводами. На её долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств военного назначения и т. д.
Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании "СИМКА" до 77% акционерного капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит А. м. "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. "Крайслер" играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".
На долю "Фольксвагенверк", 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
Английская А. м. "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской А. м. "ФИАТ", которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, железнодорожный подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во Франции также по производству легковых автомобилей (после "Рено").
Самая крупная А. м. Японии "Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.
И. М. Резникова.
Следующие
Автомобильный двигатель. Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигател… читать дальше
Автомобильный и автомоторный научно-исследовательский институт, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторны… читать дальше
Автомобильный кран, автокран, самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на автомобильном шасси, с рабочим органо… читать дальше