Большая советсткая энциклопедия Апперцепция
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Апперцепция

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие), одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности. Термин "А." ввёл Г. Лейбниц (см. "Новые опыты о человеческом разуме", М.—Л., 1936, с. 120), обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И. Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие "синтетического единства А.", т. е. единства процесса осознания. На уровне чувственности такое единство обеспечивается рассудком, который есть "... способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции" (Соч., т. 3, М., 1964, с. 193). Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А. объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения.

В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т.д. В этой связи различают устойчивую А. (обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т.д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А. являются понятия гештальта, установки, выражающие различные аспекты активности личности.

Лит.: Ивановский В., К вопросу об апперцепции, "Вопросы философии и психологии", 1897, № 1; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, с. 50-58, 241; Metzger W., Psychologie, Darmstadt, 1954, S. 100, 128. См. также лит. при ст. Восприятие.

В. А. Костеловский.

Следующие

Аппетит (от лат. appetitus — стремление, желание), приятное ощущение, связанное с потребностью в пище, а также физиологический м… читать дальше



Аппиан (Appianys) (ум. 70-е гг. 2 в.), историк Древнего Рима. По национальности грек. Род. в Александрии. Получив права римского… читать дальше



Аппиева дорога (via Appia), первая римская мощёная дорога (протяжённость ок. 350 км). Была проложена со стратегической целью при… читать дальше