Большая советсткая энциклопедия Железнодорожная станция
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция, основное эксплуатационное предприятие ж.-д. транспорта, имеющее путевое развитие, устройства и сооружения для организации перевозок пассажиров и грузов. На Ж. с. производят приём, отправление поездов, обслуживание пассажиров, приём, погрузку, выгрузку и выдачу грузов и багажа, а при развитых путевых устройствах — формирование, расформировывание и обработку поездов. В СССР к началу 70-х гг. было около 11 тыс. Ж. с., включая разъезды и обгонные пункты.

В зависимости от характера работы Ж. с. делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские, а по объёму и сложности работы — на внеклассные (с большим объёмом работы и высоким уровнем технического оснащения) и Ж. с. 1—5-го классов. К сооружениям и устройствам Ж. с. относятся: пути и стрелочные переводы, вокзалы и служебно-технические здания, пассажирские и грузовые железнодорожные платформы, пешеходные мосты; склады, погрузочно-разгрузочные площадки, средства механизации работ и технические средства для коммерческой работы, обслуживания пассажиров и выполнения операций с багажом; оборудование сортировочных горок; устройства станционной сигнализации, централизации и блокировки; различные виды связи; линии электроосвещения и др. Ж. с. обычно сооружают на горизонтальной площадке и на прямом участке пути. В отдельных случаях допускается их расположение на уклоне, но не более 0,0015. Ж.-д. пути на станциях подразделяются на станционные и специального назначения (см. Железнодорожный путь). Ж. с., расположенные в местах пересечения или соединения 2 или более ж.-д. линий, вместе с их соединительными ветвями образуют железнодорожный узел.

Для крупных станций разрабатываются технологические процессы по выполнению всех работ в минимальные сроки на основе НОТ с использованием передовых приёмов и при максимальном использовании технических средств. Работа на Ж. с. строится в соответствии с "Положением о ж.-д. станции".

Лит.: Добросельский К. М., Манёвры на железнодорожных станциях, 2 изд., М., 1961; Технология работы участковых и сортировочных станций. М., 1966; Савченко И. Е., Земблинов С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.

К. М. Добросельский.

Следующие

Железнодорожного транспорта институт Всесоюзный научно-исследовательский (ЦНИИ МПС), находится в Москве. Создан в 1918 на базе К… читать дальше



Железнодорожного транспорта институты, готовят инженеров и научных работников для всех отраслей ж.-д. транспорта, а также по нек… читать дальше



"Железнодорожное дело", еженедельный журнал Русского технического общества. Издавался в Петербурге с 1882 по 1917. В 1… читать дальше