Большая советсткая энциклопедия Добужинский Мстислав Валерианович
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Добужинский Мстислав Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, — 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения "Мир искусства". В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие ("Октябрьская идиллия"). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), а также писал исторические картины ("Пётр Великий в Голландии", эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли ("Месяц в деревне" Тургенева, 1909, "Николай Ставрогин" по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ; с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска ("Старый домик", гуашь, графитный карандаш, 1905, "Человек в очках", уголь, акварель, белила, 1905—06, "Окно парикмахерской", акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к "Свинопасу" Андерсена, изд. в 1922, "Белым ночам" Достоевского, изд. в 1923, "Трём толстякам" Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения "Мир искусства" система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.

Лит.: Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924; Гусарова А., Книжная графика М. В. Добужинского, в сб.: Очерки по русскому и советскому искусству, М., 1965; История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431—43, кн. 2, М., 1969, с. 194—99; Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке); Mstislav V. Dobujinsky. 1875—1957. Memorial exhibition, L., 1959.

В. М. Петюшенко.

Следующие

Добывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. … читать дальше



Добыча полезных ископаемых, извлечение твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли (см. Горное дело). Проце… читать дальше



Доватор Лев Михайлович [7(20).2.1903, с. Хотино, ныне Витебской области, — 19.12.1941, около деревни Палашкино Рузского района М… читать дальше