Большая советсткая энциклопедия
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

"Мир искусства" (журнал)

"Мир искусства", литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения "Мир искусства" и писателей-символистов. Выходил в 1898/99—1904 в Петербурге (до 1901 — 1 раз в 2 недели, с 1901 — ежемесячно). Издатели в 1899 — князья М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем — С. П. Дягилев (главный редактор). С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность "М. и." в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем "модерн", а также в популяризации русского искусства 18 — начала 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западно-европейской живописи и графики). В литературной части "М. и.", возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религиозно-философсвкие сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма. Религиозно-мистические устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художественного отдела (в частности, с их "западничеством", интересом именно к "петербургскому" периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова — Мережковского покинула "М. и.", основав свой журнал "Новый путь" (1903—04).

Внешний облик журнала "М. и.", в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфическое качество способстйовали достижению одной из главных целей объединения — поднятию общего художественного вкуса. В 1903 выходило отдельное издание "Хроника журнала “Мир искусства”".

Лит. см. при ст. "Мир искусства" (художественное объединение).

Т. И. Володина.

Следующие

"Мир искусства", русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально — в 1900) в Петербурге … читать дальше



Миркович (Mirković) Мийо (28.9. 1898, Ракаль, Истрия, — 16.2.1963, Загреб), югославский экономист, историк и писатель, дейс… читать дальше



Мир, название крестьянской сельской, а также городской (посадской) общины в России в 13 — начале 20 вв. Первоначально (с 13 в.) … читать дальше