Большая советсткая энциклопедия Братства (национально-религиозные обществ. организации)
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Братства (национально-религиозные обществ. организации)

Братства, украинские и белорусские национально-религиозные общественные организации 15—18 вв. Создавались при православных церквах на территории Украины, Белоруссии, части Литвы для борьбы против национального угнетения и насильственного окатоличивания русских, украинцев и белоруссов православного вероисповедания. Возникли Б. ещё в 15 в. (старейшие во Львове и в Вильно), в Каменец-Подольске и Рогатине — в 1589, в Могилёве — в 1590, в Бресте — в 1591, в Перемышле — в 1592, и др. Б. были основаны на демократических принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил взнос на общие расходы. Основную массу "братчиков" составляли горожане, однако, кроме них, в Б. входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское Б. вписалось всё запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным. Их организационные формы напоминали средневековые городские цехи. Б. имели свои уставы. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного духовного начальства и подчинение непосредственно патриарху. Б. выступали против иезуитской пропаганды и насаждения католичества и униатства на Украине и в Белоруссии, боролись за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов, поддерживали связи с Россией, Молдавией, южными славянами; вели большую культурно-просветительную деятельность, открывали братские школы, типографии. Вокруг школ собирались культурные силы. На базе школы Киевского Б. в 1632 была создана Киево-Могилянская коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел ряд писателей, учёных, политических деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания, искусств, которые содействовали укреплению связей украинского и белорусского народов с русским народом (например, Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захарий Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др.).

Во 2-й половине 17—18 вв., в связи с дальнейшим укреплением феодальных отношений, роль Б. в общественно-политической жизни ослабевает. В Галиции на Правобережье Днепра они попадают под влияние духовенства, на Левобережье выполняют преимущественно религиозно-бытовые функции. Б., существовавшие при некоторых сельских и городских церквах в 19 в., уже не занимались общественно-политической и культурной деятельностью, хотя и сохраняли некоторые обряды и обычаи, присущие прежним Б. В конце 19 — начале 20 вв. некоторые деятели православной церкви создавали клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними Б., хотя и ссылавшиеся на их традиции.

Лит.: Гуслистий К., Нариси з icторiї України, в. 3 — Визвольна боротьба українського народу проти шляхетської Полыщi в другiй половинi XVI i в першiй половинi XVII ст., К., 1941; Icaeвич Я. Д,, Братства та їx роль в розвитку ypaїнскої культури XVI—XVIII ст., К., 1966: Ефименко А., Южно-русские братства, в её кн.: Южная Русь, т. 1, СПБ. 1905.

Г. Гуслистый.

Следующие

Братства, объединения городских ремесленников (иногда крестьян) в средневековой Европе. Ставили себе религиозные и благотворител… читать дальше



Браттейн (Brattain) Уолтер (р.10.2.1902, Сямынь, Китай), американский физик. Образование получил в университетах Уолла-Уолла (шт… читать дальше



Браттели (Bratteli) Трюгве Мартин (р. 11.1.1910, м. Нёттерёй, фюльке Вестфолль), норвежский политический и государственный деяте… читать дальше