Большая советсткая энциклопедия Южная железная дорога
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Южная железная дорога

Южная железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Белгородской области РСФСР, Харьковской, Полтавской области УССР и участки в пределах Курской области РСФСР, Черниговской, Сумской и Ворошиловградской области УССР. Эксплуатационная длина (1976) 3672 км,или 2,7% протяжённости всей сети железных дорог СССР. Управление в Харькове. В современных границах организована в 1961. В дореволюционные годы были построены линии Курск — Харьков — Лозовая (1869), Харьков — Полтава — Кременчуг (1870—1871), Бахмач — Ромны (1874), Ромны — Лохвица — Кременчуг (1888), Люботин — Ворожба (1878), Харьков — Валуйки (1895), Полтава — Гребёнка (1901), Белгород — Басы (1901), Белгород — Купянск — Сватово (1895—96), Готня — Основа — Букино (1911). За годы Советской власти построены линии Валуйки — Старобельск (1940), Сараевка — Старый Оскол (1943), Прилуки — Нежин (1930).

В составе Ю. ж. д. 5 отделений: Кунянское, Харьковское, Белгородское, Полтавское и Сумское. Граничит по станциям: с Московской ж. д. — Курск, Готня, Ворожба; с Юго-Западной ж. д. — Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребёнка; с Одесско-Кишинёвской ж. д. — Бурты и Гребёнка; с Донецкой ж. д. — Букино, Лозовая, Сватово, Старобельск, Тропа; с Приднепровской ж. д. — Красноград и Лозовая; с Юго-Восточной ж. д. — Валуйки и Старый Оскол. Главные направления дороги — Курск — Харьков — Лозовая, Букино — Люботин — Ворожба, Лозовая — Полтава — Гребёнка, Кременчуг — Бахмач, Харьков — Готня, Валуйки — Купянск — Харьков — Полтава — Кременчуг. Ю. ж. д. имеет важное транзитное значение, связывая районы Центра и Европейского Севера с Донбассом и Приднепровьем и районы Кавказа и Ю. страны с районами Запада и Северо-Запада. Ю. ж. д. обслуживает предприятия горнорудной промышленности (КМА), машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также районы развитого сельского хозяйства. По станции Кременчуг дорога взаимодействует с речным транспортом. Грузооборот (1976) составлял 84 млрд. т·км, или 2,6% общесетевого. В отправлении грузов наибольший удельный вес занимают руда (34%), строительные (25%) и нефтяные (12%) грузы; в грузообороте — строительные (18%) и нефтяные грузы (11%), уголь (11%), металлы (11%). Средняя грузонапряженность (1976) около 24 млн. т·км/км; объём пассажирских перевозок 12,7 млрд. пасс.-км, или 4% общесетевого.

Ю. ж. д. имеет высокую техническую оснащённость: основные магистрали двухпутные, крупные грузовые и сортировочные станции, автоблокировка, централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (38%) и тепловозной (62%) тягой. Награждена орденом Ленина (1969).

Г. С. Райхер.

Следующие

Южная Каролина (South Carolina), штат на Ю. Атлантического побережья США. Площадь 80,4 тыс. км2. Население 2,8 млн. человек (197… читать дальше



Южная Кельтма, река в Пермской области РСФСР, левый приток Камы. Длина 172 км, площадь бассейна 5270 км2. Питание смешанное, с п… читать дальше



Южная Корона (лат. Corona Australis), созвездие Южного полушария неба, не содержит звёзд ярче 4,0 визуальной звёздной величины. … читать дальше