Большая советсткая энциклопедия Эминеску Михаил
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Эминеску Михаил

Эминеску (Eminescu) Михаил [Михай; настоящая фамилия — Эминович (Eminovici)] [15.1.1850, Ботошани (или Ипотешти), — 15.6.1889, Бухарест], румынский и молдавский поэт-романтик. Избран членом Академии СРР (посмертно). Родился в семье мелкого помещика. В 1869—73 жил в Вене и Берлине. Был вольнослушателем Венского университета. С 1874, возвратившись на родину, работал в Яссах библиотекарем, инспектором народных училищ. В 1877 переехал в Бухарест, где сотрудничал в консервативной газете "Тимпул" ("Timpul"). В 1883 заболел тяжелым душевным расстройством.

Первое стихотворение опубликовал в 1866. Ранние стихи Э. связаны с патриотическим мироощущением, сформировавшимся в Румынии перед Революцией 1848 ("На смерть Арона Пумнула", "К Элиаде", "Что тебе, Румыния милая, желаю?"). Противопоставление поколения 1848, верившего в общественные идеалы, послереволюционному поколению, зараженному "мировой скорбью", звучит в стихотворение "Растленные юноши", "Преемники" (в русском переводе "Эпигоны"). Пребывание за границей, события Парижской Коммуны 1871 обострили внимание Э. к социальным проблемам. В 1870—74 он создает поэму "Император и пролетарий", где в аллегорических образах сталкивает идеи утопического социализма с идеей аристократии, явно отдавая предпочтение первым. Возвращение на родину было ознаменовано стихами на фольклорные сюжеты ("Добрый молодец из липы", "Вурдалаки" и др.), в которых, как и в других стихах Э. ("Нет, и в Иегову не верю..."), поэт говорит о неприятии умозрительных идеалов. Э. приходит к выводу, что основой национальной и общественной жизни является народ, т. е. (в тогдашних условиях) крестьянство. Он занимает резко критическую позицию по отношению к буржуазному обществу, обличая его космополитизм, бездуховность, практицизм, продажность ("Антропоморфизм", "Наша молодежь", цикл "Посланий" и др.).

В поэзии Э. важное место занимают романтические антитезы добра и зла ("Ангел и Демон"), искусства и жизни ("Венера и Мадонна"), любви земной и любви "совершенной", идеальной (поэма-сказка "Мирон и бестелесная красавица", 1869) и др. Свойственное лирике Э. стремление философски осмыслить сущность бытия находит яркое выражение в цикле "Послания" (1881), где поэт показывает несовместимость буржуазного миропорядка с подлинным искусством, стремлением к истине и искренностью человеческих чувств. Романтическая инвектива буржуазному обществу сопровождается у Э. возвеличением того единства интересов народа и всей нации, какое, по его представлениям, было в давно минувшие времена. Позиция отчуждения от общества становится, т. о., единственно возможной для поэта ("Болтовне ответ — молчанье", "Моим критикам", "Глосса"). В последние годы жизни в лирике Э. все чаще звучат мотивы одиночества, отчаяния, недоступности счастья, трагической отторгнутости от мира. Одно из лучших его произведений — философско-символическая романтическая поэма "Лучафэр" (1883). Последнее произведение Э. — статья "Источник Бландузии" (1888), в которой поэт говорит о причинах возникновения романтизма, анализирует состояние общественной жизни и призывает приобщиться к вечному источнику молодости и здоровья — фольклору.

Творчество Э. обогатило румынскую и европейскую романтическую поэзию, способствовало обновлению словаря и ритмики румынского языка

С ним завершается романтическое направление в румынской литературе. Стихи Э. известны во многих странах мира; некоторые из них стали народными песнями.

Соч.: Opere, editie critică ingrijită de Perpessicious, v. 1—6, Buc., 1939—63; на молд, яз.: Опере алесе ын патру волуме, т. 1—4, Кишинзу, 1971; в рус. пер. — Стихи, М., 1958; Лирика, М., 1968.

Лит.: Попович К. Ф., Социальные мотивы в поэзии М. Эминеску, Киш., 1963; его же, Еминеску. Вяца ши опера, Кишинэу, 1974; Кожевников Ю. А., Михаил Эмпнеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1968; Vianu Т., Poezia lui Eminescu, Buc., 1930; Călinescu G., Opera lui Eminescu, v. 1—5, Buc., 1936, 2 ed., v. 1—2, Buc., 1969—70; его же, Viata lui Mihai Eminescu, Buc., 1964; Dumitrescu-Busulenda Zoe, М. Eminescu, Buc., 1963; Todoran Eug., Eminescu, Buc., 1972.

Ю. А. Кожевников.

Следующие

Эмин Иосиф (1726, Хамадан, — 2.8.1809, Калькутта), деятель армянского освободительного движения. В 1751—59 жил в Великобритании,… читать дальше



Эмин-Паша (Emin Pascha) (настоящее имя и фамилия — Эдуард Шнитцер, Schnitzer) (28.3.1840, Оппельн, современный Ополе, Польша, — … читать дальше



Эмин (до крещения — Магомет-Али Эмин) Федор Александрович (1735—16(27).4.1770, Петербург), русский писатель. Факты биографии до … читать дальше