Большая советсткая энциклопедия Эйслер Ханс
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Эйслер Ханс

Эйслер (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг, — 6.9.1962, Берлин), немецкий композитор и общественный деятель (ГДР), член Немецкой академии искусств. В 1919—23 изучал композицию в Вене под руководством А. Шёнберга. В 1924 переехал в Берлин. В начале творческого пути находился под влиянием своего учителя. Прогрессивные взгляды, изучение марксизма и сближение с революционным движением повлекли за собой демократизацию искусства Э. Работал в тесном контакте с Э. Вайнертом,Б. Брехтом и Э. Бушем (последний стал исполнителем многих массовых песен Э.), преподавал и выступал в рабочих хоровых кружках, создал много рабочих песен, маршей, баллад актуального политического содержания ("Песня солидарности", "Песня безработных", "Песня единого фронта", "Красный Веддинг", "Коминтерн" и др.), став одним из основоположников нового стиля массовой революционной песни. Наряду с песнями создал произведения крупной формы, в том числе музыку к театральным постановкам ("Мероприятие", по либретто Б. Брехта, 1930), "Реквием памяти Ленина" (1937). После фашистского переворота эмигрировал. С 1938 жил в США, работал в Голливуде, в 1948 был выслан из США по обвинению в "антиамериканской деятельности". С 1948 жил в Берлине, став активным участником строительства музыкальной культуры ГДР. С 1950 вёл класс композиции в Немецкой академии искусств, теорию музыки в Высшей музыкальной школе (ныне носит его имя), был в числе основателей Союза композиторов и музыковедов ГДР. Среди наиболее значительных произведений Э. — кантаты "Немецкая симфония" (1937), "Серенада века" (1950), "Ковровщики из Куян-Булака" (1957), симфонический триптих "Песня о мире" (1951). Для лучших произведений Э. характерно соединение интонаций массовых и революционных песен с многообразными средствами музыкальной выразительности. Он использовал полифонию и атональную музыку, элементы джаза, интонации нар. песен. Большое значение в вокальной музыке Э. имеет ритмическое начало как организующий фактор музыкальной формы, широко используется речитатив, в симфонической музыке — сложная и изысканная оркестровка. Автор Национального гимна ГДР (слова Б. Брехта). Национальная премия ГДР (1949, 1958).

Лит.: Друскин М., Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии, М., 1934; Реблинг Э., Ганс Эйслер, "Советская музыка", 1957, № 6; Нестьев И., Ганс Эйслер и его песенное творчество, М., 1962.

М. М. Яковлев.

Следующие

Эйснер (Eisner) Курт (14.5.1867, Берлин, — 21.2.1919, Мюнхен), деятель германского рабочего движения. Журналист. С 1898 член Соц… читать дальше



Эйснер (Eisner) Ян (26.4.1885, Брадло, — 2.5.1967, Прага), чехословацкий историк и археолог, академик АН ЧССР (1952). Профессор … читать дальше



Эйсризенвельт, Айсризенвельт (Eisriesenwelt), карстовая пещера в Австрии, в массиве Тенненгебирге, в 35 км к Ю.-В. от Зальцбурга… читать дальше