Большая советсткая энциклопедия Церковная музыка
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Церковная музыка

Церковная музыка, музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность религиозной (духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя включает и произведения, исполняемые вне церкви — в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие музыкального искусства использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религиозных идей и представлений. В каждой церкви — православной, католической, протестантской и др. — сложились свои принципы музыкального оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м. различных местных ветвей одной и той же церкви (например, русской, болгарской, сербской, грузинской, греческой и др. православных церквей).

Католическая Ц. м. основывается на григорианском хорале. Все католические песнопения исполняются на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются а капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католической Ц. м. — месса, реквием, мотет, псалмы, магнификат, тедеум, стабат матер.

Основная форма лютеранской Ц. м. — протестантский хорал, который поётся и церковным хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. музыкальных инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц. м.: "Страсти", духовная оратория, церковная кантата, мотет, псалм, духовная песня.

Главный вид древнерусской Ц. м. — знаменный распев (см. также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки). Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см. Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнославянском языке без инструментального сопровождения во время обедни (литургии), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.

В течение длительного времени Ц. м. у многих народов была единственным видом профессиональной музыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние народной музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15—16 вв. во многих католических духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. композиторов использовались напевы бытовых народных песен. В жанрах Ц. м. были созданы величайшие творения — "Страсти по Матфею" и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена и др.

Лит.: Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1—3, М., 1867—69; Розеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik,.., Münch., 1925; DougIas W., Church music in history and practice, L., 1963.

Следующие

Церковная область, то же, что Папская область.… читать дальше



"Церковного возрождения союз", "Церковное возрождение", одна из основных групп обновленческого течения (см. … читать дальше



Церковное право, совокупность санкционированных или установленных государством правил, регулирующих внутреннюю организацию церкв… читать дальше