Большая советсткая энциклопедия Центральный театр кукол
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Центральный театр кукол

Центральный театр кукол, Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С. В. Образцова. Организован в 1931 в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей. Открылся в 1932 спектаклем "Джим и Доллар" Глобы. За годы работы театр создал свой репертуар, в котором стремится оказать влияние на эстетическое и этическое воспитание детей. В поисках нового в драматургии, режиссуре, пластическом решении спектакля и актёрском исполнении театр достиг больших успехов и в первые же годы создал спектакли, ставшие лучшими среди постановок современного театра кукол: "Гусёнок" Гернет и Гуревич (1935), "Волшебная калоша" Матвеева (1936), "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Кот в сапогах" Владычиной (1937), "Большой Иван" Образцова и Преображенского (1937), "Король-олень" по Гоцци (1943), "Весёлые медвежата" Поливановой (1945) и др. "Волшебная лампа Аладина" (1940) — первое представление для взрослых, потребовавшее введения тростевых кукол. Здесь широко применяются пародийный метод, гротеск: "Необыкновенный концерт" (1946, 1968), "Мой, только мой..." Тузлукова (1958), "Божественная комедия" Штока (1961) и др. Многие постановки десятки лет не сходят со сцены театра, сохраняя свежесть и остроту сценического решения. Режиссёры, художники, актёры советских и зарубежных театров кукол используют его творческий опыт. Среди лучших работ 50—70-х гг.: "Буратино" Борисовой (1953), "Мистер Твистер и Петрушка-иностранец" Маршака (1961), "Тигрик-Петрик" Гернет (1965), "Наша Чуккокала" Чуковского и Образцова (1973), "Сказка о царе Салтане" по Пушкину (1974), "Таинственный гиппопотам" Лифшица и Кичановой (1974); для взрослых — "И-го-го!" Сперанского (1964), "Говорит и показывает Государственный Центральный театр кукол" Алдониной, Раншанова и Шайхета (1972), "Дон Жуан-76" Ливанова и Бардина (1975).

Труппа театра состоит из двух самостоятельных групп, имеющих свой репертуар и руководителя (народный артист РСФСР С. С. Самодур и народный артист РСФСР Е. В. Сперанский — до 1972, затем заслуженная артистка РСФСР Е. Е. Синельникова). Среди актёров и режиссёров (1976): народные артисты РСФСР З. Е. Гердт, Самодур, заслуженные артисты РСФСР И. Е. Мазинг, Синельникова, Е. В. Успенская, В. Н. Майзель. В 1936—70 главным художником был заслуженный деятель искусств Б. Д. Тузлуков, с 1970 — А. А. Спешнева. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов (с 1949 директор театра). В 1970 театр переехал в новое здание, на фасаде которого установлены уникальные часы (с заводными куклами), ставшие одной из достопримечательностей Москвы. Театр постоянно гастролирует (был в 355 городах СССР, посетил 25 стран). С 1937 при театре создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших. Музей ведёт научно-методическую работу. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1969).

Лит.: Смирнова Н., Советский театр кукол. 1918—1932, М., 1963; её же. Театр Сергея Образцова, [М., 1971]; Сперанский Е., Актер театра кукол, М., 1965.

Е. Б. Коренберг.

Следующие

Центральный театр Советской Армии (ЦТСА) академический (с 1975). Организован в 1929 по инициативе Политуправления РККА для обслу… читать дальше



Центральный угол, угол, образованный двумя радиусами некоторой окружности (на рис. угол АОВ). Число угловых градусов Ц. у. равно… читать дальше



Центральный Французский массив, Центральный массив (Massif Central), горный массив в центре и на Ю. Франции. Высота до 1886 м (г… читать дальше