Большая советсткая энциклопедия Фребель Фридрих
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Фребель Фридрих

Фребель, Фрёбель (Fröbel) Фридрих (21.4.1782, Обервейсбах, Тюрингия, — 21.6.1852, Мариенталь, Тюрингия), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799—1801 слушал лекции в Йенском университете, 1805 и 1808—1810 работал у И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Ф. был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единств, средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка — его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Ф. пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц ("садовниц"), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Ф. предложил особый дидактический материал, т. н. "дары" Ф., представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских "построек". Кроме "даров", Ф. вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Ф. способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Ф. — жёсткое регламентирование деятельности ребёнка. "Дары" Ф. во многом были формалистичны и педантичны. Система Ф. получила распространение во многих странах, в том числе в России (см. Фребелевские общества).

Соч,: Pädagogische Schriften, Bd 1—3,. W. — Lpz., 1883; в рус. пер. — Педагогические сочинения, пер, с нем., т. 1—2, 2 изд., М. 1913.

Лит.: Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста, 7 изд., СПБ, 1913, гл. 13—18; Познанский Н. Ф., Идея трудового воспитания у Ф. Фребеля, Саратов, 1926; История педагогики. Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ, под ред. М. Ф. Шабаевой, 3 изд., М., 1961, гл. 5; Schuffenhauer Н., Friedrich Wilhelm August Fröbel, B., 1962.

Следующие

Фревиль (Fréville) Жан (25.5.1898 — 23.6.1971, Париж), французский писатель, историк. Член ФКП с 1927. Доктор права и док… читать дальше



Фрегат (голл. fregat, франц. frégate, от итал. fregata), 1) в парусном военном флоте — трёхмачтовый военный корабль, втор… читать дальше



Фрегаты (Fregatidae), семейство птиц отряда веслоногих. Длина тела 78—100 см. Крылья длинные острые, до 2 м в размахе. Хвост дли… читать дальше