Большая советсткая энциклопедия Фибих Зденек
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Фибих Зденек

Фибих (Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, – 15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фортепиано), С. Ядассона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865–67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873–74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером "Временного театра" (1875, 1877), возглавлял русский хор в православной церкви (1878–81). Преподавал главным образом фортепианную игру (среди учеников – К. Коваржовиц, О. Острчил, З. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель национальной школы, Ф. был носителем романтических традиций в чешской музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. музыкального романтизма (главным образом сочинения Р. Шумана), а также чеш. романтической поэзии (многие вокальные сочинения Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произведения Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирической взволнованностью, патриотическими устремлениями (некоторые основаны на чеш. народном эпосе); в них используется национальный музыкальный фольклор. Среди сочинений – оперы "Бланик" (1877), "Мессинская невеста" (по Шиллеру, 1883), "Буря" (по Шекспиру, 1894), "Геды" (по Байрону, 1896), "Шарка" (1897), трилогия мелодрам "Ипподамия" (слова Врхлицкого, 1889–91), близкая к музыкальным драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симфонические поэмы, камерно-инструментальные ансамбли, песни, циклы фортепианных пьес.

Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М. – Л., 1951, с. 310–16, 422–36.

З. К. Гулинская.

Следующие

Фибих (Viebig) Клара (17.7.1860, Трир, – 31.7.1952, Зап. Берлин), немецкая писательница. Получила музыкальное образование. От на… читать дальше



Фибоначчи (Fibonacci), итальянский математик 13 в.; см. Леонардо Пизанский.… читать дальше



Фибоначчи числа, элементы числовой возвратной последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8,... (ряда Фибоначчи), в которых каждый последу… читать дальше