Большая советсткая энциклопедия Фет Афанасий Афанасьевич
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Фет Афанасий Афанасьевич

Фет, Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11 (5.12).1820, с. Новосёлки, ныне Мценского района Орловской обл., – 21.11 (3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и с целью получить дворянское звание поступил на военную службу (1845). Первый сборник стихов – "Лирический пантеон" (1840). К началу 60-х гг., периоду резкого размежевания общественных сил, связанного с революционной ситуацией, относятся публицистические выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сборника стихов под общим название "Вечерние огни" (1883–91).

Ф. – принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия – в более широком смысле – имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли дол", 1856?), поэт как бы растворяет своё "я" в стихии органической жизни ("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Ф. природа – "весны таинственная сила" ("Ещё майская ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи ("Шёпот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной", 1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластически картинам проявился у Ф. в антологических стихах ("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния – эту текучую "материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком – особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.

Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гёте и др. древних и новых поэтов. Впервые перевёл на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1881). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (ч. 1–2, 1890), "Ранние годы моей жизни" (опубликовано в 1893). Многие стихи Ф. положены на музыку.

Соч.: Полное собрание стихотворений. [Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба], 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. [Послесл. Д. Благого], М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в это издание).

Лит.: Эйхенбаум Б. М., Фет, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О "Вечерних огнях" А. Фета, М., 1975; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. – Л., 1962.

В. И. Масловский.

Следующие

Фетва (араб. – мнение, решение), в мусульманских странах юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религи… читать дальше



Фетида, в древнегреч. мифологии морская богиня, одна из нереид, мать Ахилла.… читать дальше



Фетида, спутник то же, что Тефия.… читать дальше