Берлиоз Гектор Луи
Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, — 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б. — студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Б. ("Торжественная месса") состоялось в Париже в 1825. В 1826—30 Б. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату "Сарданапал", жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—68).
Б. — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Б. во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.
Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата "Греческая революция" — отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра "Марсельезу". В ряде крупных сочинений Б. нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный "Реквием" (1837) и "Траурно-триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б. все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия "Детство Христа" (1854), оперная дилогия "Троянцы" по Вергилию ("Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене", 1855—59).
Стиль Б. определился уже в "Фантастической симфонии" (1830, подзаголовок — "Эпизод из жизни художника"). Это известнейшее сочинение Б. — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема "несчастной любви" приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б. пишет монодраму "Лелио, или Возвращение к жизни" (1831, продолжение "Фантастической симфонии"). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра "Гарольд в Италии" (1834), увертюра "Корсар" (1844); У. Шекспира — увертюра "Король Лир" (1831), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), комическая опера "Беатриче и Бенедикт" (1862, на сюжет "Много шума из ничего"); И. В. Гёте — драматическая легенда (оратория) "Осуждение Фауста" (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера "Бенвенуто Челлини" (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе "Римский карнавал" (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—07).
Б. был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.
Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.
Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la société de son temps, P., 1904; Boschot А., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.
Следующие
Берлихинген (Berlichinqen) Гёц (Готфрид) фон (1480—23.7.1562), немецкий имперский рыцарь. В 1514 на службе у герцога Ульриха Вюр… читать дальше
Берлога, логово, убежище, иногда типа норы, в котором медведь, находясь в состоянии зимнего сна, проводит холодные зимние месяцы… читать дальше
Берма (польск, berma, от нем. Berme), 1) горизонтальная площадка (уступ) на откосах земляных и каменных плотин, каналов, укрепле… читать дальше