Большая советсткая энциклопедия Стиховедение
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Стиховедение

Стиховедение, метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом С. являются стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха — см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственная метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных литературных традициях различны: иногда из С. выпадают некоторые разделы (в античном С. фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. С. входит рассмотрение фигур стилистических). Некоторые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С. и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе С. и композиции лежит явление "твёрдых форм" (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, "восходящая интонация"), и стилистики (например, "напевная интонация"), и тематики ("религиозно-дидактическая интонация" и т.п.).

Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, "классической" системой стиха (так, латинское С. опиралось на понятия греческого С., а новоевропейское — на понятия латинского С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой "правил" и "вольностей", учившей, как "должны" писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его "константами", "доминантами" и "тенденциями"), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1) в разные периоды литературной истории, 2) в литературе разных языков, 3) в поэтическом произведении и в "естественном ритме" (или "естественной фонике") данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной.

Развитие русского С. неотрывно от развития русского стихосложения, первый подъём его (18 в. — работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. — работы А. Х. Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910—20-е гг. — работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.

Лит. см. при ст. Стихосложение.

М. Л. Гаспаров.

Следующие

Стихосложение, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаическо… читать дальше



Стихотворение, написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соо… читать дальше



Стланики, стелющиеся кустарники, кустарники с горизонтальными или приподнимающимися осевыми побегами, которые долго растут в выс… читать дальше