Статистика культуры
Статистика культуры, отрасль социальной статистики, изучающая явления и процессы, характеризующие культурный уровень жизни народа. В зависимости от объектов изучения и свойственных им специфических особенностей статистического наблюдения С. к. делится на ряд разделов: 1) школьная статистика. Охватываетобщеобразовательные школы всех видов — дневные начальные, восьмилетние, средние школы для детей, школы для обучения работающей молодёжи, школы для детей с дефектами умственного и физического развития и др.; 2) статистика дошкольных учреждений и учреждений внешкольного воспитания. Охватывает сеть детских садов и яслей, детских домов разных типов, станции юных техников и натуралистов, дворцы и дома пионеров, детские спортивные школы, парки и стадионы, летние площадки для школьников, музыкальные и художественные школы; 3) статистика подготовки кадров специалистов. Изучает развитие высшего и среднего специального образования, наличие учебных заведений, их размещение по стране, численность и состав обучающихся с отрывом и без отрыва от производства и выпуск специалистов по различным специальностям; статистика подготовки научных кадров. Изучает деятельность аспирантуры в стране, численность и состав аспирантов, результаты защиты ими диссертаций и ряд др. вопросов, характеризующих развитие подготовки научных кадров в различных областях знания; 5) статистика научных учреждений и научных работников. Изучает состояние и развитие научно-исследовательских учреждений, а также количественный и качественный состав научных работников; 6) статистика культурно-просветительских учреждений. Отражает деятельность клубных предприятий, массовых библиотек, народных университетов, музеев; 7) статистика искусств. Объединяет статистику кино, статистику театров, включая самодеятельное искусство, художественные коллективы, телевидение, радиовещание; 8) статистика печати. Основным показателем является выпуск книг, журналов, газет и др. печатной продукции; 9) статистика грамотности и уровня образования. Основывается на данных переписей населения.
С. к. в дореволюционной России сводилась в основном к вопросам, связанным со статистикой школ и единовременным обследованием народного образования. Систематические обследования школ проводились некоторыми земствами. В СССР С. к. получила широкое развитие и находит отражение в статистическом сборнике "Народное хозяйство СССР", в специальных сборниках "Культурное строительство в СССР", "Народное образование, наука и культура СССР" и др. Основным источником сведений С. к. является текущая и годовая отчётность. Некоторые показатели определяются на основании специальных переписей и обследований, проводимых органами государственной статистики.
В капиталистических странах С. к. охватывает лишь небольшой круг вопросов и ограничивается преимущественно наблюдением за состоянием школьного образования. Статистика др. отраслей культуры и искусства ведётся не во всех странах и не систематически. Международная организация по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) установила некоторые общие правила ведения статистики образования. Ею публикуются по многим странам краткие данные по статистике образования, кино, радио, печати, однако многие виды массовой культурно-просветительской работы не находят отражения в этих публикациях.
Лит.: Богданов И. М., Статистика культуры, М., 1950; Ежов А. И., Организация государственной статистики в СССР, М., 1957, с. 115—18.
Н. Я. Панферова.
Следующие
Статистика математическая, раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования стати… читать дальше
Статистика материально-технического снабжения, отрасль экономической статистики, изучающая процессы распределения средств произв… читать дальше
Статистика международная, отрасль экономической статистики, занимающаяся сопоставлением и анализом статистических показателей ра… читать дальше