Большая советсткая энциклопедия Белл-Ланкастерская система
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Белл-Ланкастерская система

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell; 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.

В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.

Лит.: Дружинин Н. М., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, "Уч. зап. Московского городского педагогического института", 1941, т. 2, в. 1; Салимова К. И., Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760—1830), "Изв. Академии педагогических наук РСФСР", 1959, № 105; Паина С. Б,, Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения (1818—1825 гг.), в кн.: Новые исследования в педагогических науках, [М., 1968, в. 12].

М. Ф. Шабаева.

Следующие

Белловаки (лат. Bellovaci), одно из самых значительных племён белгов на территории Северной Галлии.… читать дальше



Беллок (Belloc) Хилери (27.7.1870, Сен-Клу, Франция, — 16.7.1953, Гилфорд), английский писатель. Автор романов ("Мистер Бар… читать дальше



Беллона, в древнеримской мифологии богиня войны. Супруга, в других вариантах мифов — сестра или кормилица Марса. В Риме на Марсо… читать дальше