Большая советсткая энциклопедия Беллини (семья итальянских живописцев)
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Беллини (семья итальянских живописцев)

Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев — основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 — 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями ("Мадонна с младенцем", 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков — Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло. С Джентиле Б. (около 1429 — похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции ("Процессия на площади Сан-Марко", 1496, "Чудо святого креста", 1500,—в Галереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо — Джованни Б. (около 1430—29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи ("Оплакивание Христа", около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж ("Преображение", 1480—85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; "Аллегория", так называемая "Озёрная мадонна", 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; "Пиршество богов", 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным "мадоннам" Джованни Б. ("Мадонна с деревцами", 1487, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна", 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины ("Мадонна на троне в окружении святых"1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики — Джорджоне и Тициан.

Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Künstlerfamilie Bellini, Bielefeld—Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1—2, Mil., 1963.

Следующие

Беллинсгаузена котловина, понижение дна на Ю.-В. Тихого океана, между материковым склоном Антарктиды, Южной Америки и Южно-Тихоо… читать дальше



Беллинсгаузена море, окраинное море Южного океана у берегов Антарктиды, между полуостровами Антарктическим и Терстон. Глубина от… читать дальше



Беллинсгаузена шельфовый ледник, в восточной части Берега Принцессы Марты (Восточная Антарктида). Узким языком выдаётся почти на… читать дальше