СССР. Финансы и кредит
Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства; природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития.
Основные функции финансов СССР: распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства; экономический контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономическим инструментом социалистической экономической интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических и культурных связей с капиталистическими странами. На всех этапах социалистического строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производительных сил, в становлении и совершенствовании социалистических производств. отношений.
Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия её хозяйственной системы: они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала её технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность её финансовой системы: в 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объёма бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег; стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 до 60 млрд. руб. к концу 1917); денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп.
С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов. Был создан новый финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразвёрстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.
С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразвёрстка была заменена продналогом; в 1922—24 проведена денежная реформа; на основе золотого обеспечения создана устойчивая советская валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета; в 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов государственного бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.
В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего государственный бюджет использовались в качестве одного из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и укрепления социалистических производственных отношений. Важную роль сыграли финансы и их центральное звено — Государственный бюджет СССР в восстановлении народного хозяйства, в проведении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистического хозяйства, расходы — направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. руб. (около 19%).
Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причинённых народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога (введён в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путём реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.
После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчёта, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на золотую основу и установлено его золотое содержание в 0,222168 г чистого золота. Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено золотое содержание советского рубля до 0,987412 г чистого золота и изменен его паритет к иностранным валютам.
Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.
В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.
Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.
Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества.
Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта. Финансовые отношения предприятий регулируются "Положением о социалистическом государственном производственном предприятии", утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.
С созданием в 1974 производств. объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.
Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1).
Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.
Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.
Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счёт их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).
Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.
Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.
Табл. 1. — Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций
Прибыль — всего | 1960 | 1970 | 1975 | |||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | |
27,7 | 100 | 87,4 | 100 | 111,0 | 100 | |
Из неё: |
|
|
|
|
|
|
Внесено в бюджет | 17,8 | 64,4 | 51,0 | 58 | 62,9 | 56,7 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
плата за основные производств. фонды и оборотные средства | — |
| 13,7 | 16 | 22,6 | 20,3 |
фиксированные платежи | — |
| 2,6 | 3 | 2,5 | 2,2 |
взносы свободного остатка прибыли | — | 62,1 | 24,1 | 28 | 30,4 | 27,4 |
отчисления от прибыли | 17,2 | 35,6 | 10,0 | 11 | 6,3 | 5,6. |
Оставлено в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций | 9,9 | 11,9 | 36,4 | 42 | 48,1 | 43,3 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
направлено на капитальные вложения и формирование основного стада (в совхозах) | 3,3 |
| 11,4 | 13 | 10,8 | 9,7 |
отчислено в фонды экономического стимулирования | 1,5 | 5,4 | 12,5 | 15 | 19,0 | 17,1 |
направлено на финансирование оборотных средств | 3,5 | 12,6 | 4,3 | 5 | 5,5 | 4,9 |
Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. табл. 2).
Табл. 2. — Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведённом национальном доходе
Государственный бюджет СССР (доходы), млрд. руб. | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 |
77,1 | 102,3 | 156,7 | 218,8 | |
Удельный вес в произведённом национальном доходе, % | 53,2 | 52,9 | 54,1 | 60,4 |
Государственный бюджет органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждается высшими органами государственной власти как закон. Государство через государственный бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства.
Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путём систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.
Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Государственного бюджета СССР см. в табл. 3.
Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в табл. 4.
Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, посёлков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.
Табл. 3. — Доходы Государственного бюджета СССР
Доходы — всего | 8-я пятилет- | В том числе 1970 | 9-я пятилет-ка (1971-1975) | В том числе 1975 | 8-я пятилет- | В том числе 1970 | 9-я пятилет-ка (1971-1975) | В том числе 1975 |
млрд. руб. | % | |||||||
651,0 | 156,7 | 948,9 | 218,8 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Поступления от социалистического хозяйства | 593,8 | 142,9 | 863,5 | 199,1 | 91,2 | 91,2 | 91,0 | 91,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
налог с оборота | 214,1 | 49,4 | 299,3 | 66,6 | 32,9 | 31,5 | 31,5 | 30,4 |
платежи из прибыли | 227,7 | 54,2 | 309,8 | 69,7 | 35,0 | 34,6 | 32,6 | 31,9 |
средства государственного социального страхования | 35,5 | 8,2 | 49,8 | 11,3 | 5,5 | 5,2 | 5,2 | 5,2 |
подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций | 5,9 | 1,2 | 7,2 | 1,5 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Поступления средств от населения | 57,2 | 13,8 | 85,4 | 19,7 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | 9,0 |
из них государственные налоги | 52,6 | 12,7 | 79,8 | 18,4 | 8,1 | 8,1 | 8,4 | 8,4 |
Табл. 4 — Расходы Государственного бюджета СССР
Расходы — всего | 8-я пятилет- | В том числе 1970 | 9-я пятилет- | В том числе 1975 | 8-я пятилет- | В том числе 1970 | 9-я пятилет- | В том числе 1975 |
млрд. руб. | % | |||||||
642,5 | 154,6 | 933,2 | 214,5 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
В том числе: На народное хозяйство | 293,6 | 74,5 | 467,1 | 110,7 | 45,7 | 48,3 | 50,0 | 51,6 |
из них: промышленность и строительство | 123,9 | 30,5 | 190,6 | 47,0 | 19,3 | 19,7 | 20,4 | 20,4 |
сельское хозяйство | 45,8 | 12,4 | 78,3 | 19,1 | 7,1 | 8,0 | 8,4 | 8,9 |
На социально-культурные мероприятия и науку | 240,4 | 55,9 | 338,6 | 77,0 | 37,4 | 36,2 | 36,3 | 35,9 |
На оборону | 80,2 | 17,9 | 88,7 | 17,4 | 12,5 | 1,5 | 9,5 | 8,1 |
Табл. 5. — Структура расходов Государственного бюджета СССР по видам бюджетов
Расходы государственного бюджета — всего, млрд. руб. | 1960 | 1965 | 1970 | 1975 |
73,1 | 101,6 | 154,6 | 214,5 | |
В том числе: |
|
|
|
|
союзного бюджета, млрд. руб. | 30,1 | 43,2 | 80,6 | 109,7 |
% | 41,2 | 42,5 | 52,1 | 51,1 |
бюджетов союзных республик, млрд. руб. | 43,0 | 58,4 | 74,0 | 104,8 |
% | 58,8 | 57,5 | 47,9 | 48,9 |
из них: |
|
|
|
|
республиканских бюджетов, млрд. руб. | 28,6 | 37,3 | 45,2 | 66,4 |
местных бюджетов, млрд. руб. | 14,4 | 21,1 | 28,8 | 38,4 |
Союзный бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства и обороны страны. Через союзный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством СССР.
Государственные бюджеты союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных республик. В доходы государственных бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организации, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный бюджет союзных республик поступают средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.
Государственное социальное страхование обеспечивает рабочих, служащих, колхозников в старости, при болезни и утрате трудоспособности. Бюджет социального страхования формируется из взносов предприятий, организаций и учреждений и средств Государственного бюджета СССР, составляется и исполняется органами ВЦСПС. Трудящиеся взносов по социальному страхованию не вносят. Из бюджета социального страхования выплачиваются пенсии работающим и неработающим пенсионерам по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца; пособия по временной нетрудоспособности; финансируются санаторно-курортное обслуживание и некоторые другие расходы. С 1938 бюджет государственного социального страхования включается в общий объём доходов и расходов Государственного бюджета СССР. Пенсии колхозникам выплачиваются из централизованного союзного фонда социального обеспечения, создаваемого за счёт денежных взносов колхозов и государства. Общий объём бюджета государственного социального страхования в 1975 составил 26,2 млрд. руб.
Государственное имущественное и личное страхование проводится на началах государственной монополии страхового дела: создаётся страховой фонд для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному производству и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется из страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть народно-хозяйственных резервов, предназначенных для обеспечения непрерывности социалистического производства. Средства государственного страхования используются для устранения последствий стихийных бедствий, проведения мероприятий по их предупреждению; выступают в качестве дополнительного материального обеспечения трудящихся, охраны их имущественных интересов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 "О государственном обязательном страховании имущества колхозов" все убытки, возникающие в колхозном производстве вследствие неблагоприятных природно-климатических явлений, включая засуху, землетрясения и т. п., возмещаются в установленном размере. Широкое распространение получило личное добровольное страхование населения (преимущественно смешанное страхование жизни).
Особую отрасль страховой деятельности представляет иностранное страхование, распространяющееся главным образом на внешнеторговые и другие экономические связи с зарубежными государствами.
В. Ф. Гарбузов.
Сущность и функции кредита. Кредит при социализме представляет систему экономических отношений, выражающих аккумуляцию и использование денежных средств в процессе планомерного расширенного социалистического воспроизводства на условиях их возвратности. В СССР кредит — монополия государства. Кредитование народного хозяйства осуществляют государственные кредитные учреждения — банки на основе утверждаемых правительством кредитных планов. Кредит выполняет следующие основные функции: аккумуляция и планомерное распределение на условиях возвратности денежных средств народного хозяйства, бюджета и сбережений населения в интересах планового развития производства и обращения товаров; замещение наличных денег как в налично-денежном, так и безналичном обороте (что играет важную роль в плановом регулировании денежного обращения и укреплении советского рубля).
В дореволюционной России кредитная система была разнотипной. Она включала Государственный банк, акционерные коммерческие, ипотечные банки, банкирские конторы, общества взаимного кредита, городские банки, городские и губернские кредитные общества, кредитную кооперацию (куда входили кредитные и ссудосберегательные товарищества).
Кредитная система СССР развивалась в ходе социалистического строительства на основе ленинских принципов организации банковского дела при социализме (национализация банков, введение государственной монополии банковского дела; слияние национализированных банков в один общегосударственный банк страны, концентрация в нём всего денежного оборота, краткосрочного кредитования, расчётного и эмиссионно-кассового обслуживания народного хозяйства; развитие безналичных расчётов; организация контроля за производством и распределением общественного продукта).
Преобразование кредитной системы началось с захвата Государственного банка 25 октября (7 ноября) 1917, затем национализации акционерных коммерческих банков — в декабре 1917. В январе 1918 Государственный банк был переименован в Народный банк РСФСР; в 1918 ликвидированы и все ипотечные банки, общества взаимного кредита и городские банки. Кредитная кооперация была сохранена, а её центр — Московский народный банк преобразован в кооперативный отдел Народного банка (упразднён в 1920). Сохранившиеся операции банка (эмиссия денег, распределение денежных знаков, международные расчёты, кредитование промысловой кооперации и некот
Следующие
Хронология исторических событий 9—1 века до н. э. 9—6 вв. до н. э.— Государство Урарту. 7—3 вв. до н. э.— Господство скифов в пр… читать дальше
Экономические районы СССР Объективная основа экономического районирования — территориальное разделение труда, а экономический см… читать дальше
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно-… читать дальше