Большая советсткая энциклопедия Безопасный автомобиль
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Безопасный автомобиль

Безопасный автомобиль, автомобиль, конструктивные особенности которого способствуют предотвращению аварий либо (в случае дорожно-транспортного происшествия снижают травматизм водителя, пассажиров и пешеходов.

Первые опытные образцы Б. а. созданы в США ("Liberti Mutual", 1957; "Survial Car", 1960) и в Италии ("Sigma", 1963). Б. а. (рис.) конструктивно выполняют в соответствии с требованиями "активной" и "пассивной" безопасности. К элементам "активной" безопасности, способствующим предотвращению аварий, относятся улучшение устойчивости и управляемости автомобиля, повышение эффективности тормозов, увеличение обзорности и т.п. Элементы "пассивной" безопасности обеспечивают снижение травматизма при аварии и включают комплекс мероприятий по созданию "защитной оболочки" вокруг каждого пассажира (ограничение перемещения относительно сиденья, уменьшение вероятности травмы о внутренние поверхности кузова, обеспечение удобного выхода из автомобиля в случае аварии и т.п.). Рулевая колонка Б. а. обычно легко деформируется при ударе, или она отсутствует (управление осуществляется двумя рычагами). В Б. а. предусматриваются двустворчатые двери, которые при столкновении не открываются, ветровые стекла с повышенным сопротивлением к пробиванию и т.п. При лобовом ударе двигатель Б. а. смещается под пассажирский салон. Б. а. оборудуют автоматической системой пожаротушения. Новая модель Б. a. "New York Sedan" (США) должна обеспечить безопасность водителя и пассажиров при лобовом столкновении автомобилей со скоростью до 80 км/час, ударе в Б. а. сзади со скоростью до 65 км/ч, опрокидывании автомобиля на крышу со скоростью до 100 км/час. В случае наезда на пешехода последний не должен получить серьёзных травм, если скорость движения Б. а. до 24 км/час, что обеспечивается "мягкой" конструкцией переднего бампера. В СССР с 1968 ведутся научные исследования в этой области и внедряются конструктивные разработки отдельных узлов Б. а. (см. ст. "Волга").

Лит.: Хальфан Ю. А., Мероприятия, повышающие безопасность конструкции легкового автомобиля. (Пассивная безопасность). Обзор, М., 1967.

И. Г. Маландин.

Следующие

Безопилочное резание древесины, процесс срезания стружки требуемых размеров без потерь на опилки (резец внедряется в древесину, … читать дальше



Безосколочное стекло, листовое силикатное стекло, не образующее при ударе или сосредоточенном давлении осколков с режущими краям… читать дальше



Безотвальная обработка почвы, приём рыхления почвы орудиями, не оборачивающими пласта; применяется при осенней основной глубокой… читать дальше