Большая советсткая энциклопедия Сартр Жан Поль
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Сартр Жан Поль

Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко-фашистской оккупации Франции (1940—44) сотрудничал в патриотической печати Движения Сопротивления. В 1945 основал журнал "Тан модерн" ("Les Temps modernes"). Развитие политико-идеологических взглядов С., отмеченное резкими колебаниями между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, прослеживается по 9 книгам его избранной публицистики ("Ситуации", 1947—72). В годы "холодной войны" тщетно искал для левой некоммунистической интеллигенции Запада промежуточного пути между двумя лагерями. В 1952 присоединился к Движению сторонников мира, выступал против колониализма, расизма. Высказывался в поддержку социалистических стран, которые неоднократно посещал до 1968. Под влиянием студенческих выступлений (см. Всеобщая забастовка 1968 во Франции) и других событий этого года принял сторону левацкого бунтарства (книга "Бунт всегда прав", 1974). В 1964 за автобиографическую повесть о детстве "Слова" (1964, рус. пер. 1966) С. была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался, сославшись на пренебрежение присуждающим её комитетом к заслугам революционных писателей 20 в.

Идеалистическая философия С. — одна из разновидностей атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, какой-либо заведомо данной сущностью. Существование, отождествляемое С. в книге "Бытие и небытие" (1943) с обретающим опору лишь в себе самосознанием личности, постоянно сталкивается с другими, столь же самостийными существованиями и со всем исторически сложившимся положением вещей, предстающим в виде определённой ситуации; последняя, в ходе осуществления "свободного проекта", подлежит как бы духовной "отмене", поскольку полагается несостоятельной, подлежащей перестройке, а затем и изменению на деле. Отношения человека и мира С. рассматривал не в единстве, а как полный разрыв между безнадёжно затерянным во Вселенной и влачащим, однако, бремя метафизической ответственности за её судьбы мыслящим индивидом, с одной стороны, и природой и обществом, которые выступают хаотичной, бесструктурно-рыхлой полосой "отчуждения", — с другой. Все попытки С. преодолеть пропасть между одухотворённым человеком и материальным миром дали (в книге "Критика диалектического разума", 1960) лишь простое сложение по-своему переработанного психоанализа, эмпирической социологии групп и культурной антропологии, выявив несостоятельность притязаний С. на то, чтобы "надстроить" марксизм, признанный им самой плодотворной философией 20 в., учением об отдельной личности.

В эссе по эстетике и историко-литературных работах ("Что такое литература?", 1947; "Бодлер", 1947; "Святой Жене, комедиант и мученик", 1952; "Семейный дурачок", т. 1—3, 1971—72, и др.) С. отстаивает, подчас не без вульгарно-сектантских перехлёстов, мысль о личной ответственности писателя за всё происходящее в современной истории (так называемая теория "ангажированности"). С.-писатель и в своей прозе (роман "Тошнота", 1938; сборник рассказов "Стена", 1939; незавершённая тетралогия "Дороги свободы", 1945—49), и в драматургии ("Мухи", 1943; "За запертой дверью", 1945; "Дьявол и господь бог", 1951; "Затворники Альтоны", 1960, и др.) сопрягает умозрительную философичность с физиологизмом бытовых зарисовок, миф и репортаж, изощрённую психологическую аналитику и открытую публицистичность. От книги к книге у С. развёртываются злоключения интеллигента в поисках свободы — перепутья и тупики, которые выявляют тяготы её обретения, подлинное и ложное её наполнение, лёгкость соскальзывания к анархическому своеволию и взаимоотношения с ответственностью перед другими, разницу её индивидуалистических и нравственно-гражданских истолкований. Творчество С. как вождя французских экзистенциалистов оказало влияние на духовную жизнь Франции и других стран, получило отклик в философии и политике, эстетике, литературе, драматургии, кино. Оно было неоднократно подвергнуто критике со стороны марксистов.

Соч. в рус. пер.: Пьесы, М., 1967.

Лит.: Шкунаева И., Современная французская литература, М., 1961; Евнина Е., Современный французский роман 1940—1960, М., 1962; Современный экзистенциализм, М., 1966; Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1970; Стрельцова Г. Я., Критика экзистенциалистской концепции диалектики (анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра), М., 1974: Murdoch I., Sartre, romantic rationalist, L., 1953; Jeanson Fr., Sartre par lui-même, P., 1967; его же, Sartre dans sa vie, P., 1974; Martin-Deslias N., J.-P. Sartre ou la conscience ambigue, P., 1:1972]; Verstraeten P., Violence et éthique, [P.], 1972; Contat M., Rybalka M., Les écrits de Sartre. Chronologic, bibliographic commentée, P., 1970.

С. И. Великовский.

Следующие

Сарты, искони оседлая часть узбеков. До Октябрьской революции 1917 название "С." по отношению к оседлым узбекам и отча… читать дальше



Сарцины (от лат. sarcina — связка, тюк), бактерии шаровидной формы (диаметром 0,8—3 мкм). С. грамположительны, неподвижны, обычн… читать дальше



Сарыагач, город, центр Сарыагачского района Чимкентской области Казахской ССР. Ж.-д. станция (на линии Ташкент — Арысь) в 20 км … читать дальше