Большая советсткая энциклопедия Самарин Юрий Федорович
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Самарин Юрий Федорович

Самарин Юрий Федорович [21.4 (3.5).1819, Петербург, — 19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 1844—52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий.

Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов С. примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, С. развивает мысль о трёх периодах национальной жизни ("исключительной национальности", "подражания" и "разумной народности"). Разделяя концепцию "цельного знания" Хомякова, противопоставляя "тирании рассудка" свободу "нравственного вдохновения", С. считал, что только в народе сохраняется "дух в его живой цельности". Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с "бездарною, отвлеченною цивилизацией". Политическая доктрина С. основана на признании только двух сил — самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причём дворянству С. не придавал особого значения как "нелепой среде", которая по "недостатку народного корня" лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал, что он "вовсе не вытекает из естественных наук".

Основные исторические сочинения С. посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853—56. Из литературно-эстетического наследия С. выделяется статья "О мнениях „Современника“ исторических и литературных" (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Соч.: Соч., т. 1—10, 12, М., 1877—1911; Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861—1876, М., 1893; Переписка с А. И. Герценым, "Русь", 1883, № 1—2.

Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопросы философии и психологии", 1891, №2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Нольде Б. Э., Ю. Ф. Самарин и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю. Самарин в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; её же, Ю. Самарин о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2, М.. 1970; Hucke G., J. F. Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Münch., 1970.

М. Т. Палиевский.

Следующие

Самаритяне, этническая группа и религиозная секта. Живут в Наблусе (Иордания) и Холоне (Израиль). Численность около 400 чел. С. … читать дальше



Самария (древнеевр. Шомрон; современное поселение Себастия, в 11 км к С.-З. от г. Наблус, Иордания), древний город в Палестине. … читать дальше



Самарканд, город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Расположен в долине р. Зеравшан (между каналами Даргом и Сиаб), на … читать дальше