Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере "Алмаз" (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества "Могучая кучка". Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину "Садко" (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию "Антар" (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу "Псковитянка" (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность Р.-К. значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Р.-К. тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник "100 русских народных песен" (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым ("40 песен", изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в "Снегурочке" (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх "Млада" (1890), "Ночь перед рождеством" (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симфонических произведений, в том числе "Сказка" (1880), "Симфониетта на русские темы" (1885), "Испанское каприччио" (1887), сюита "Шехеразада" (1888), увертюра "Светлый праздник" (1888). Во 2-й половине 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины "Садко" (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических "подводных" сцен, Р.-К. сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере "Псковитянка", 1898) и наиболее полно раскрывается в опере "Царская невеста" (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: "Кащей бессмертный" (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и "Золотой петушок" (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.
Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Р.-К. выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.
Основная область творчества Р.-К. — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление "Океан-море синее" к опере "Садко", антракты "Три чуда" и "Сеча при Керженце" в операх-сказках "Сказка о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже".
Симфоническое творчество Р.-К. представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем ("Сербская фантазия", "Испанское каприччио" и др.), а также характерными для "кучкистов" программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания ("Садко", "Антар"). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.
Творчество Р.-К. — ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства ("Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, — ценный исторический документ.
В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).
Соч.: Полное собрание соч., т. 1—50, М. — Л., 1946—70 (издание продолжается).
Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1—5, М., 1933—46: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1944), М. — Л., 1944; его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. — Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1—2, М., 1953—54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1—2, Л., 1959—60; Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.
О. Б. Степанов.
Следующие
Римский-Корсаков Николай Петрович [21.11(2.12).1793, Петербург, — 31.10(12.11.)1848, там же], русский военно-морской деятель и п… читать дальше
Римский пакт, соглашения Лаваля — Муссолини, комплекс соглашений, подписанных 7 января 1935 в Риме главой правительства фашистск… читать дальше
Римский университет (Univer sità degli studi), один из старейших университетов Европы, основан в 1303. Находясь в финансо… читать дальше