Большая советсткая энциклопедия Автооператор гидроэлектростанции
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автооператор гидроэлектростанции

Автооператор гидроэлектростанции, комплексная система, автоматически определяющая оптимальное число включенных агрегатов на многоагрегатной гидроэлектростанции (ГЭС), исходя из условия обеспечения максимального кпд всей ГЭС. При этом учитываются: характеристики агрегатов и напора, продолжительность работы каждого агрегата, схема первичной коммутации ГЭС и различные ограничения, налагаемые зонами кавитации агрегатов, состоянием оборудования, и т. п., определяющие очерёдность пуска или останова агрегатов. На ГЭС, не имеющих водохранилищ, используются А. г., действующие по водотоку. Применяются в основном два типа А. г., отличающиеся формой представления информации: аналогового типа и цифрового.

В А. г. аналогового типа характеристики агрегатов задаются с помощью нелинейных элементов. В состав такого А. г. входят: командный или управляющий блок, блок выбора очерёдности пуска (останова) агрегатов, блок напора, а также датчики мощности и водотока. Основные недостатки аналогового А. г.: невысокая точность задания характеристик и то, что выбор очерёдности пуска агрегатов осуществляется оператором. Кроме того, аналоговый А. г. не учитывает продолжительности работы каждого агрегата. Достоинства аналогового А. г. — простота, высокая надёжность и низкая стоимость. Первые А. г. (аналогового типа) были установлены на ГЭС в 50-х гг., например автооператор Цимлянской ГЭС.

В А. г. цифрового типа, включающий управляющую цифровую вычислительную машину, характеристики агрегатов и другие данные, используемые при работе, задаются программой и хранятся в памяти машины. Такой А. г. не только учитывает большое число факторов, определяющих режим работы ГЭС, но и осуществляет накопление и обработку статистической информации, что позволяет избежать кратковременных включений агрегатов в результате колебаний мощности в энергосистеме. Достоинства цифрового А. г. обеспечивают перспективность его использования не только для решения задачи автоматического управления режимами мощных многоагрегатных ГЭС, но в сочетании с управляющими машинами, установленными на центральном диспетчерском пункте энергосистем и энергообъединений, — для решения комплекса общесистемных задач.

Н. В. Паутин.

Следующие

Автоответчик, устройство для автоматической передачи по каналу телеграфной связи присвоенного абоненту сокращённого или условног… читать дальше



Автопавильон, сооружение на остановочных пунктах автобусных линий для кратковременного пребывания пассажиров. А. бывают открытог… читать дальше



Автоперегрузчик, машина для транспортировки корней (высадков, маточников) сахарной свёклы и перегрузки их в высадкопосадочную ма… читать дальше