Автоматная сталь
Автоматная сталь, сталь с повышенным содержанием серы и фосфора, предназначенная для изготовления деталей на металлорежущих скоростных станках-автоматах и полуавтоматах. А. с. производится в виде прутков и содержит в %: 0,08—0,45 углерода, 0,15—0,35 кремния, 0,6—1,55 марганца, 0,08—0,30 серы, 0,05—0,16 фосфора. Повышенное содержание серы приводит к образованию включений (сульфида марганца и др.), расположенных вдоль волокон, что облегчает резание и способствует дроблению и лёгкому отделению стружки. Для этих же целей А. с. иногда легируют свинцом и теллуром. Механические свойства А. с. вдоль волокон (в зависимости от марки стали и диаметра прутка) характеризуются следующими показателями: горячекатаные прутки — предел прочности sв = 420—750 Мн/м2 (42—75 кгс/мм2), относительное удлинение d = 14—22%, для холоднотянутых нагартованных прутков sв = 520—840 Мн/м2 (52—84 кгс/мм2), d = 6—17%. Механические свойства А. с. в поперечном волокну направлении существенно понижены. Пластичность и вязкость А. с., благодаря присутствию серы и фосфора, ниже, чем у обычных углеродистых сталей. Свариваемость плохая. Детали из А. с. обычно применяются без термической обработки или только с отпуском для снятия напряжений. А. с. используются главным образом для изготовления болтов, гаек, некоторых деталей автомобилей, приборов и пр.
Лит.: Справочник по машиностроительным материалам, т. 1, М., 1959; Ассонов А. Д., Технология термической обработки деталей автомобиля, М., 1958.
Я. М. Поток.
Следующие
Автоматов теория, часть теоретической кибернетики, объектом исследования которой являются различные преобразователи дискретной и… читать дальше
Автомашинист железнодорожный, автоматическое устройство, помогающее машинисту выполнять график движения с повышенной точностью. … читать дальше
Автометаморфизм (геол.), изменение магматической горной породы в процессе её отвердевания, происходящее под действием растворов,… читать дальше