Пианизм
Пианизм [от итальянского piano (сокращение от pianoforte или fortepiano) — фортепьяно], искусство игры на фортепьяно. Зародилось во 2-й половине 18 в. (В. А. Моцарт, М. Клементи, позднее И. Н. Гуммель, Дж. Филд и др.). Расцвет П. начался с середины 19 в. (Ф. Шопен, Ф. Лист). Среди представителей различных школ П. конца 19 — середины 20 вв. Х. Бюлов, К. Таузиг, И. Падеревский, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер, Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, В. Горовиц, А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гулд и другие. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит русской (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Есипова, С. В. Рахманинов) и советской (К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер и др.) школам П. В современных консерваториях ведутся специальные курсы истории, теории и методики П.
Лит.: Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948 (лит.); Алексеев А., История фортепианного искусства, ч. 1—2, М., 1962-67; Schonberg Н., The great pianists, N. Y., 1963.
Г. М. Коган.
Следующие
Пианино (итальянское pianino, буквально — маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно, в котором струны, дека и механика рас… читать дальше
Пианиссимо (итальянское pianissimo), в музыке один из динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. См. Пиано.… читать дальше
Пиано (итальянское piano, буквально — тихо; сокращенное обозначение p), в музыке один из важнейших динамических оттенков, а такж… читать дальше