Большая советсткая энциклопедия Перспектива
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Перспектива

Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.

Возникновение понятия о П. связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П. появляется в искусстве Древней Греции (с 6 в. до н. э.). Впервые правила П. упоминаются в трактате греческого математика Евклида "Оптика" (3 в. до н. э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6—5 вв. до н. э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам "2-го помпеянского стиля" (около 80 до н. э.— около 30 н. э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем П. в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной П., состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку П. внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П. (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой П. утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), а учение о П. в целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)], перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирических систем; такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

С точки зрения геометрии П. — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета; на рис. 1 — перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 — на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис. 3 — на внутренней поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей — в линиях схода.

Общий способ построения П. сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной (см. рис. 4) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П. этих прямоугольников (на рис.— abcd и adef — П. соответствующих прямоугольников объекта). Точки F1, F2 и F3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (F3 бесконечно удалённая точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П. середин их сторон (на рис. точка g — П. середины G стороны AB). Для построения других точек объекта, например точки М на прямой AB, намечают произвольную точку О и проводят лучи Oa, Ob и Od. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и M и укладывают её на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Oa, Ob и Od. П. точки М (точка m) получается проектированием точки М из точки О на прямую ab. Аналогично выполняются построения П. на наклонной плоскости.

В теории линейной П. большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение.

Лит.: Рынин Н. А., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918; Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953; Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955; Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969; Panofsky Е., Die Perspektive als "symbolische Form", в кн.: Vorträge der Bibliothek Warburg, 1924—25, Lpz.-B., 1927, S. 258—330; Gioseffi D., Perspectiva artificialis..., [Trieste]; 1957; White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967.

Следующие

Перспективная аэрофотосъёмка, фотографическая съёмка местности с воздуха при заданном наклоне оптической оси аэрофотоаппарата. Э… читать дальше



Перспективная живопись, род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспек… читать дальше



Перспективного совмещения метод, метод комбинированной киносъёмки, основанный на соединении в кадре изображений объектов, различ… читать дальше