Большая советсткая энциклопедия Аэросани
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Аэросани

Аэросани, сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на московской фабрике "Дукс". Несколько типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915—16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919—32 при участии видных советских учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ — конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС — А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ — Н. Р. Бриллинга, БЕКА — Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40—50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые — НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 50—60-х гг. было начато серийное производство А. "Север-2", КА-30 (рис.), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-"амфибий", разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

А. цельнометаллической конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с воздушным винтом. В А.-"амфибиях" кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-"амфибия" управляются вертикальными рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до 500 км, при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.)они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-"амфибия"). В СССР А. и А.-"амфибию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европейской части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.

Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.

Г. С. Махоткин.

Следующие

Аэросев, посев семян с самолёта или вертолёта. Применяют при посеве песчаного овса и других трав для закрепления песков, саксаул… читать дальше



Аэроснимок, снимок местности с воздуха, выполненный в процессе аэросъёмки. Представляет собой фотографическое или графическое из… читать дальше



Аэростат (от аэро... и греч. states — стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Подъёмная сила А. (рис.) создаёт… читать дальше