Большая советсткая энциклопедия Орийская литература
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Орийская литература

Орийская литература, литература народа ория, населяющего штат Орисса (Восточная Индия). Самые ранние памятники (11 вв.) тесно связаны с фольклором. К II в. относят хронику "Мадалапанджи", к 13—14 вв. — религиозную поэму "Рудрасудханидхи" и юмористическую поэму "Калаша Чаутиша" Ватсадаса. Первый значительный поэт О. л. — Сараладас (15 в.), переложивший на язык ория сказания "Рамаяны", "Махабхараты" и "Сказание о Чанди". Поэты группы "Пять друзей" (Баларамдас, Джаганнатхдас, Анантдас, Джосавантдас и Ачьютанандадас) продолжали традиции переложения древнеиндийского эпоса. В конце 16 — начале 17 вв. появились прозаические произведения — главным образом жизнеописания ("Джаганнатхачаритамрита" Дивакарадаса, "Чайтаньябхаговата" Шиварадаса). С конца 16 в. развивается т. н. кришнаитская поэзия усложнённой формы, главным образом эротическая (Упендрабхадж), а также более близкая народу вишнуитская лирика: Абхиманью Самантасингхар, Динакрушнадас (17 в.), Кависурья Баладева Ратха (1789—1845). Борьба орисцев против маратхских завоевателей (1740—50) нашла отражение в поэме "Волны войны" Б. Бададжены (1730—95).

В 18 в. под влиянием религиозно-сектантского движения бхакти появилась тенденция к демократизации литературы. Крупнейшими поэтами-лириками бхакти были Бхактачаран, Г. Кришна (умер 1862) и Бхима Бхой (умер 1895). В конце 19 в. зародилось просветительство. Его идеи нашли выражение в прозе Факирмохана Сенапати (1847—1918), в поэзии Р. Роя (1848—1908), М. Рао (1853—1912), Г. Мехера (1862—1924), сатире Г. Прахараджа, в творчестве Нандкишора Бала (конец 19 — начало 20 вв.).

Национально-освободительное движение народов Индии начала 20 в. вызвало рост национального самосознания орисцев. Г. Дас (1877—1928) и его последователи Н. Дас, Г. Мишра и др. стремились способствовать этому с помощью литературного творчества и просветительской деятельности. Группа "Сабуджа" переносила опыт Р. Тагора в литературу ория. В 20-е гг. появились формалистские кружки. Значительным стимулом для развития литературы послужило образование в 1936 под давлением народа ория отдельной провинции Орисса. Укрепляются реалистические тенденции, особенно в прозе. Известностью пользуются романы Сачи Раутрая, К. Моханти (р. 1904), Г. Моханти (р. 1914), сатирические произведения Г. Махапатры, рассказы Р. Роя (р. 1914), С. Моханти (р. 1920), поэзия Р. Гаднаяка и Кунджабехаридаса (р. 1914), социальные драмы К. Патнаика (р. 1900).

В литературе 50—60-х гг. заметно влияние западно-европейского модернизма, особенно на поэзию. Т. н. группы "протеста" — "Уанян-лу", ориентирующаяся на натурализм, спонтанность творчества, "Акабита", отрицающая все традиционные формы поэзии, "Анам", претендующая на абсолютное новаторство, — отражают разочарование в буржуазных идеалах. Появляются переводы произведений зарубежной литературы, среди них значительное место занимают переводы классической русской и советской литературы.

Лит.: История индийских литератур. Пер. с англ., М., 1964; Contemporary Indian literature, Delhi, 1957; Адж ка бхаратия сахитья, Дели, 1958; Mayadhar Marsinha, History of Oriya literature, Delhi, 1962; Mahapatra S., Oriya: tension between felt experience and "Formal structure", "Indian literature", 1971, v. 14, № 1, c. 29—46.

А. С. Сухочев.

Следующие

Орик (Auric) Жорж (р. 15.2.1899, Лодев, Лангедок), французский композитор, член Института Франции (1962). Учился в Парижской кон… читать дальше



Ориксы, сернобыки (Oryx), род парнокопытных подсемейства лошадиных антилоп. Высота в холке 120—140 см, весят до 200 кг. Стройные… читать дальше



Ориктоценоз (от греч. oryktós — вырытый, ископаемый и koinós — общий), совокупность окаменевших остатков ископаемы… читать дальше