Большая советсткая энциклопедия Оптовая торговля
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Оптовая торговля

Оптовая торговля, составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли или, в части средств производства, до предприятий — потребителей продукции. При социализме функции О. т. — организация сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрация продукции различных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортной продукции, её хранение, сортировка и формирование ассортиментного комплекса, размещение по стране с учётом нужд потребителей. К О. т. относятся также закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья. По месту в процессе общественного воспроизводства различается О. т. средствами производства и предметами потребления. О. т. средствами производства организационно отделяется от О. т. потребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения — материально-техническое снабжение. Движение товаров через О. т. планируется государством в соответствии с балансами производства ираспределения товарных ресурсов. Чёткое разграничение функций промышленных предприятий и организаций, с одной стороны, и О. т. — с другой, при котором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всю свою продукцию сдают организациям О. т., устранение параллелизма в сбыте, позволяют сократить время и издержки обращения (они составляли в СССР в начале 1970-х гг. около 1,5% к общему обороту О. т.).

В СССР О. т. товарами народного потребления в основном сосредоточена в системе министерства торговли СССР, осуществляется 8 специализированными организациями (конторами): Мясорыбторг, Бакалейторг, Текстильторг, Торгодежда, Обувьторг, Хозторг, Культторг, Галантерейторг. Кооперация потребительская имеет свою О. т., разветвленную систему выходных, прифабричных и областных баз, контор, холодильников. Деятельность предприятий О. т. основывается на договорных началах с производителями продукции и организациями (предприятиями) розничной торговли. В договорах определяются объём, сроки и ассортимент поставляемых товаров. О. т. через систему договоров с предприятиями-производителями влияет на качество и ассортимент готовой продукции. Важную роль в установлении связей промышленности и торговли играют оптовые межреспубликанские и межобластные ярмарки.

Совершенствуется техническое оснащение О. т. С 1961 по 1973 количество складского оборудования увеличилось примерно в 5—6 раз. Строятся новые крупные предприятия О. т. (склады, холодильники), оснащенные современной техникой. В начале 70-х гг. было 154 тыс. общетоварных и специализированных складов (в 1940—105 тыс.), площадь их составила 25 тыс. м2 (в 1940—7,8 тыс. м2), ёмкость специализированных товарных складов увеличилась за те же годы в 2 раза, в том числе холодильников — почти в 4 раза.

Принципы организации О. т. в зарубежных социалистических странах аналогичны принципам её организации в СССР.

При капитализме О. т. — это посредническое звено между промышленными и торговыми капиталистами, а также между самими торговыми капиталистами. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров; через О. т. окончательно реализуются только товары производственного потребления. Основные формы О. т.: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовые рынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, например хлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходит массовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. С развитием капитализма значение товарных бирж как формы О. т. падает. Их заменяют разветвлённая сеть оптовых торговых предприятий и многочисленные сбытовые агенты монополий. В развитых капиталистических странах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большей частью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий, нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основе прямых связей между производственными предприятиями. См. также ст. Внутренняя торговля.

Лит.: Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, М., 1971, разд. Оптовая торговля.

С. П. Партигул.

Следующие

Оптовая цена при социализме, цена, по которой предприятие или сбытовая организация реализует свою продукцию др. предприятиям и о… читать дальше



Оптоэлектроника, направление электроники, охватывающее вопросы использования оптических и электрических методов обработки, хране… читать дальше



Оптрон, прибор, состоящий из излучателя света и фотоприёмника, связанных друг с другом оптически и помещенных в общем корпусе. И… читать дальше