Большая советсткая энциклопедия Автоклавные материалы
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автоклавные материалы

Автоклавные материалы, материалы и изделия автоклавного твердения, строительные материалы и изделия, получаемые из смеси извести и кварцевого песка и твердеющие при повышенной температуре и давлении. В процессе изготовления А. м. подвергаются термической обработке ("запариванию") в автоклавах при t 175—200°С насыщенным водяным паром под давлением 0,9—1,6 Мн/м2 (9—16 кгс/см2) в течение 8—16 ч. В результате физико-химического взаимодействия компонентов (извести, песка и воды) образуются гидросиликаты кальция, обусловливающие твердение и монолитность материала. Способ изготовления автоклавного силикатного кирпича из смеси (по массе) извести (8—10% ) и кварцевого песка (90—92% ) впервые был предложен немецким учёным В. Михаэлисом в 1880.

В России изготовление силикатного кирпича началось в конце 19 в. В начале 30-х гг. в СССР было освоено производство автоклавных стеновых известково-песчаных и известково-шлакопесчаных камней и блоков (сплошных и пустотелых), известково-трепельного фибролита, облицовочных плит и других изделий. В эти же годы разработана технология и организовано производство бетонных камней на основе портландцемента (чем положено начало использованию цемента в производстве А. м.), а также ячеистого бетона из смеси молотой негашёной извести, молотого кварцевого песка и пено- или газообразователей (в виде т. н. пеносиликата и газосиликата) и изделий из них с объёмной массой от 400 до 1200 кг/м3 и более. В 50-е годы в СССР была разработана технология изготовления крупноразмерных силикатобетонных изделий автоклавного твердения с пределом прочности при сжатии до 50 Мн/м2 (500 кгс/см2) и более; такие изделия по своим свойствам равноценны железобетонным, а себестоимость их на 10—20% ниже. Эта работа удостоена Ленинской премии (1962). Советскими учёными открыта также возможность замены извести и портландцемента в производстве автоклавных изделий молотыми шлаками (металлургическими, топливными и др.), нефелиновым шламом и некоторыми золами (содержащими до 20—50% окиси кальция в свободном виде, а также в виде силикатов и алюминатов, способных к гидратации при термообработке в автоклавах). На основе автоклавной обработки в СССР организовано массовое производство крупноразмерных элементов (стеновых блоков и панелей) из тяжёлого, лёгкого и ячеистого бетонов с объёмной массой от 300—500 до 2000—2400 кг/м3, теплоизоляционных, облицовочных и других материалов и изделий.

А. В. Волженский.

Следующие

Автокод, простой язык программирования; система команд некоторой условной машины, способной в качестве элементарных выполнять зн… читать дальше



Автоколебания, незатухающие колебания, которые могут существовать в какой-либо системе при отсутствии переменного внешнего возде… читать дальше



Автоколлиматор (от авто... и collimo, вместо правильного латинского collineo — направляю прямо), оптико-механический прибор для … читать дальше