Большая советсткая энциклопедия Нус
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Нус

Нус (греч. nús — мысль, ум, разум), одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.) Н. тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Н. есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело Н."; по Архелаю, "бог есть воздух и Н." и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н. в этот период дал Анаксагор. Что касается Н. в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н., знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).

Идеалистическую концепцию Н. как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н. и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Н., который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н. называл перводвигателем. Т. о., в учении о Н. не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма.

Стоики (см. Стоицизм), считая Н. божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2—1 вв. до н. э.) Н. переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н. и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н. как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Н. от всего душевного и телесного.

Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н. как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н. у Плотина отличается как от "единого", так и от "души" и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н. разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н., а через Н. и в "едином".

Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н. Триадическое расчленение Н. дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.

Античная теория Н. имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.

А. Ф. Лосев.

Следующие

Нусайриты, ансарии, алавиты, последователи одной из сект в шиизме; см. Алавиты.… читать дальше



Нусратулла максум, Лутфуллаев Нусратулло (1.7.1881 — 15.12.1938), советский государственный деятель. Член Коммунистической парти… читать дальше



Нуссельта число (по имени немецкого физика В. Нуссельта, W. Nußelt; 1882 — 1957), безразмерный параметр, характеризующий и… читать дальше