Большая советсткая энциклопедия Автобус
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Автобус

Автобус [от автомобиль и омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.

По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.

Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11 м — большие; 12 м — особо большие и 16,5 м — сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А.

Техническая характеристика некоторых моделей автобусов,

эксплуатируемых в СССР

 

Автобус

 

Габарит-ная дли-

на (м)

Число мест

Макс. скорость (км/ч)

Макс. мощность двигателя

Контроль- ный рас- ход топ- лива (л/100 км)

 

для

сидения

общее но-миналь- ное (в ча- сы "пик")

 

квт

л. с.

РАФ-977Д

4,9

10

110

55

75

12,0

КАВЗ-651

6,2

20

24

70

52

70

22,0

ПАЗ-652

7,2

23

42

80

66

90

21,0

ПАЗ-672

7,3

23

45

80

85

115

20,5

ЛиАЗ-158В

9,0

32

60

65

80

109

37,0

ЛиАЗ-677

10,5

25

80 (110)

70

132

180

45,0

ЛАЗ-695Е

9,2

32

55

75

110

150

36,0

ЛАЗ-698

9,7

26

67(92)

76

132

180

35,0

"Икарус"-180*

(Венгрия)

16,5

35

119(172)

67

147

200

24,4

* Сочленённый автобус.

Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.

Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.

В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. — гидравлический, а на малых А. — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.

Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.

Следующие

Автовокзал (от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщен… читать дальше



Автогамия (от авто... и греческого gámos — брак), 1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных з… читать дальше



Автогенез (от авто... и греческого génesis — возникновение), идеалистическое учение, стремящееся объяснить эволюцию орган… читать дальше