Наддув
Наддув, увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в двигатель внутреннего сгорания, за счёт повышения давления при впуске. Н. обычно применяется с целью повышения мощности (на 20—45%) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также для компенсации падения мощности в условиях высокогорья. Н. с "качественным регулированием" может применяться для "облагораживания" процесса, т. е. снижения токсичности и дымности отработавших газов. Агрегатный Н. осуществляется с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно (рис. 1). Наибольшее распространение получил Н. с помощью турбокомпрессора, для привода которого используется энергия отработавших газов.
Агрегатный Н. применяется почти на всех видах транспортных дизелей (судовых, тепловозных, тракторных); Н. на карбюраторных двигателях ограничивается возникновением детонации. К основным недостаткам агрегатного Н. относятся: повышение механической и тепловой напряжённости двигателя вследствие увеличения давления и температуры газов, снижение экономичности и усложнение конструкции. К безагрегатному Н. относятся: динамический (ранее называемый инерционным, резонансным, акустическим), при котором эффект достигается за счёт колебательных явлений в трубопроводах: скоростной, применяемый на поршневых авиационных двигателях на высотах больше расчётной и при скоростях более 500 км/ч (рис. 2): рефрижерационный, достигаемый испарением в поступающем воздухе топлива или какой-либо др. горючей жидкости с низкой температурой кипения и большой теплотой парообразования. Всё большее распространение на транспортных двигателях внутреннего сгорания получает динамический Н., который при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов приводит к повышению коэффициента наполнения до hv = 0,92—0,96 в широком диапазоне изменения частоты вращения двигателя. Увеличение hv при Н. позволяет форсировать дизель по энергетическим показателям в случае одновременного увеличения цикловой подачи топлива или улучшить экономические показатели при сохранении мощностных (при той же цикловой подаче топлива). Динамический Н. повышает долговечность деталей цилиндро-поршневой группы благодаря более низким тепловым режимам при работе на бедных смесях.
М. А. Литинский, Г. И. Микерин.
Следующие
"Надежда", парусное судно первой русской кругосветной экспедиции под командой И. Ф. Крузенштерна (1803—1806). Водоизме… читать дальше
Надеждина Надежда Сергеевна [р. 21.5(3.6).1908, Вильнюс], советская артистка балета и балетмейстер, народная артистка СССР (1966… читать дальше
Надеждин Николай Иванович [5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут, ныне посёлок Белоомут Луховицкого района Московской области, — 11(… читать дальше