Большая советсткая энциклопедия Мо-цзы
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Мо-цзы

Мо-цзы, Мо Ди (479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. и его учеников собраны в книге "Мо-цзы", которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М.-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на "простолюдинов" и "благородных мужей", "правящих" и "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви и взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: "почитание мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за экономию в расходах" и т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения космического закона М.-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании "небесной судьбы". Впервые в китайской философии М.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

Источники: Мо-цзы сянь гу, в кн.: Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Мо Tzu. Basic writings, transl. by В. Watson, N. Y., 1963.

Лит.: Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, "Вопросы философии", 1964, №11; его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, "Научные доклады высшей школы, философские науки", 1965, № 6; Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, "Вопросы философии", 1956, №1; HoIth S., Micius, Shanghai, 1935.

М. Л. Титаренко.

Следующие

Моцион (от лат. motio, родительный падеж motionis — движение), прогулки, совершаемые здоровыми людьми для укрепления здоровья, а… читать дальше



Моча, продукт выделения (экскрет) животных и человека, вырабатываемый почками. С М. из организма выводятся вода, соли, конечные … читать дальше



Мочалище, посёлок городского типа в Звениговском районе Марийской АССР. Расположен на р. Юшут (бассейн Волги), в 8 км от ж.-д. с… читать дальше