Монюшко Станислав
Монюшко (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, — 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 — у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830—37 — у Д. Стефановича (композиция) в Минске, в 1837—1840 — у Ф. Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное сочинение — "Три песни" на слова А. Мицкевича (1838). В 1840—58 жил в Вильнюсе. Служил церковным органистом, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников — Ц. Кюи), с 1850 дирижировал в оперном театре, вёл большую музыкально-просветительскую деятельность. С 1842 работал над песнями, которые объединил в сборники "Домашние песенники" (сборник 1—6 изд. в 1844—59; 7—12 — посмертно Я. Карловичем). Своими песнями (создал около 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы национальной вокальной музыки; в них проявились характерные черты его музыкального стиля — использование народных песенно-танцевальных элементов, мелодичность, лирическая насыщенность, демократизм музыкального языка. С 1858 М. работал в Варшаве, был дирижёром "Театра Вельки"; в 1864—74 — профессор Музыкального института (среди учеников — З. Носковский, Х. Ярецкий).
М. внёс национальные черты во все разрабатываемые им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича, 1868), духовную музыку ("Остробрамские литании", 6 месс, в том числе "Петровинская"). Важной вехой в развитии национального симфонизма стали оркестровые сочинения М. (фантастическая увертюра "Сказка", посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин", 1856, "Военная", 1857, и др.). Но главная заслуга М. — создание первой национальной оперы. Его оперный дебют — "Галька" (концертное исполнение, 2-актная редакция, 1848, постановка 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер (сочувствие трагической судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась в Варшаве до 1858 (новая редакция — 4 акта). Яркий национальный колорит (особенно в массовых сценах, в том числе в "Танцах горцев"), мелодическое богатство, выразительная драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои комические оперы "Сплавщик леса" (1858), в которой дал образы крестьян, "Графиня" (1860) и "Честное слово" (1861) — сатира на польскую аристократию. Чувством патриотизма проникнута одна из лучших опер М. — "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере "Пария" (1869).
Музыкально-сценические произведения М. (им написано свыше 15 опер, несколько водевилей и оперетт) отличаются национальным своеобразием музыкального языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, который проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении оркестровыми средствами. Среди других произведений — около 50 пьес для фортепино, вокальные ансамбли, хоры.
М. совершил несколько поездок в Петербург: в 1842 — неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном театре, в 1849 и 1856 — авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858 М. посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество М. — одного из крупнейших представителей польской национальной музыкальной культуры — получило признание в других странах, особенно в славянских.
Лит.: С. Монюшко. Сб. статей под ред. И. Бэлзы, М. — Л., 1952; Бэлза И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952, № 6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki Z., S. Moniuszko, Kraków, 1961.
И. И. Свирида.
Следующие
Моонзундская оборонительная операция 1941, героическая оборона советскими войсками островов Моонзундского архипелага 6 сентября … читать дальше
Моонзундская операция 1915, Ирбенская операция, боевые действия русских Морских сил Рижского залива по отражению попыток прорыва… читать дальше
Моонзундская операция 1917, операция "Альбион", наступательная операция герм. флота по захвату островов Моонзундского … читать дальше