Большая советсткая энциклопедия Многоосный автомобиль
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Многоосный автомобиль

Многоосный автомобиль, автомобиль, имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а. — их повышенная стоимость и большие расходы на эксплуатацию.

Первая попытка создания М. а. относится к 1898; серийное производство началось в середине 1920-х гг. на заводе "Рено" (Франция). В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод в 1932.

Краткая техническая характеристика многоосных автомобилей, выпускаемых в СССР

Показатели Mapка автомобиля

ЗИЛ-131

Урал-375Д

КамАЗ

КрАЗ-257

КрАЗ-255Б

МАЗ-516A

MA3-537A

Колёсная формула

6´6

6´6

6´4

6´4

6´6

6´2

8´8

Грузоподъёмность, т

3,5

4,5

8,0

12,0

7,5

14,5

15,0

Снаряженный вес, т

6,46

8,4

11,13

11,95

8,8

22,5

Мощность двигателя, квт (л. с.)

110

132

154

176

176

132

386

(150)

(180)

(210)

(240)

(240)

(180)

(525)

Скорость, км/ч

80

75

80

70

70

85

60

Контрольный расход топлива, л/100 км

40

48

36

40

30

125

В зависимости от числа колёс принято характеризовать автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая — на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отдельных случаях и пятиосными. М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а — е) выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж — м)более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов; к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.

Машины повышенной проходимости (грузовые, специальные автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими колёсами. Краткие технические характеристики М. а., выпускаемых в СССР, приведены в табл.

Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от 3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей) и рис., к и м (для автобусов).

Лит.: Колесные автомобили высокой проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, 6 изд., М., 1971.

Л. М. Шугуров.

Следующие

Многопёры (Polypterus), род рыб надотряда многопёрых. Тело вытянутое (длиной до 120 см), слабо сжатое с боков. Грудные плавники … читать дальше



Многопильный станок, предназначается для распиловки и раскроя древесины и древесных материалов, в процессе резания участвуют одн… читать дальше



Многоплодие у человека, беременность, при которой одновременно развивается несколько плодов (см. Близнецы). Встречается относите… читать дальше