Большая советсткая энциклопедия Миманса
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Миманса

Миманса (санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма, занимавшаяся толкованием Вед. Называется также карма-миманса ("миманса действия") и пурва-миманса ("первая миманса"), в отличие от уттара-мимансы, или веданты. Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего её идеи в форме сутр. Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического реализма. Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М. к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М. лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания М. были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.

Онтологический реализм М. в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6—7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей.

Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.

Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.

Следующие

Мимас, спутник планеты Сатурн. Диаметр около 500 км, среднее расстояние от центра планеты 185 400 км. Открыт в 1789 В. Гершелем.… читать дальше



Миметезит (от греч. mimētēs — подражатель; по сходству с пироморфитом), минерал, сложный арсенат свинца, химическому с… читать дальше



Миметизм, одна из форм мимикрии.… читать дальше