Миерлаук Алексис
Миерлаук, Миерлаукс (настоящая фамилия — Фридфельд) Алексис [3(15).4.1866, Икшкиле, — 19.4.1943, Рига], латышский театральный деятель, режиссёр, актёр. Будучи рабочим, с 1886 участвовал в любительских спектаклях в Риге. С 1890 актёр, затем режиссёр Рижского латышского театра; поставил здесь спектакли "Мещане" (1904) и "На дне" (1906) Горького, получившие широкое признание среди прогрессивной интеллигенции. Режиссёрское искусство М. достигло расцвета вовремя его работы в Новом рижском театре (возглавлял в 1909—11 и 1914—15). Поставленный им спектакль "Огонь и ночь" Райниса (1911) имел этапное значение в истории латышского театра. В дальнейшем работал в петроградском Новом латышском театре (1915), Рабочем театре Советской Латвии (1919), Национальном театре (1919—38; в 1919—21 директор). Среди постановок: "Враги" Горького (1919), "Иосиф и его братья" (1920), "Играл я, плясал" (1921) Райниса. В числе лучших ролей: Кленга, Кангар ("В огне" Блауманиса, "Огонь и ночь" Райниса), Аттингаузен ("Вильгельм Телль" Шиллера), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьева). М. — один из виднейших представителей латышской демократической театральной культуры, основоположник национальной режиссуры.
Лит.: Grevinš V., Aleksis Mierlauks, Rїga, 1956.
Следующие
Мизансцена (франц. mise en scène — размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. О… читать дальше
Мизантропия (греч. misanthropía, от miséo — ненавижу и ánthropos — человек), нелюбовь к людям, отчуждение о… читать дальше
Миздахкан, средневековый город в Хорезме (ныне — городище в 3—4 км к Ю. от г. Ходжейли Каракалпакской АССР). Существовал с ранне… читать дальше