Большая советсткая энциклопедия Мелодекламация
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Мелодекламация

Мелодекламация (от мело... и декламация), соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в операх и драматических пьесах; создавались и сценические произведения, полностью построенные на М., они называются мелодрамами. В 18 в. под влиянием мелодрамы сложился жанр самостоятельной М. концертного плана, по преимуществу на тексты балладного характера (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др.). В России этот вид М. пользовался распространением с 70-х гг. 19 в. Активным пропагандистом М. был композитор Г. А. Лишин (1854—88), создавший ряд М. и исполнявший их на концертной эстраде. Несколько М. написал А. С. Аренский (на стихотворения в прозе И. С. Тургенева). Все эти М. не выходили за пределы салонного искусства. В 19 в. за рубежом возник особый род М., в которой с помощью нотных знаков фиксируются ритм декламации, порой и высота звуков; он получил развитие в 20 в. (А. Шёнберг, А. Берг, П. Булез, Л. Ноно и др.).

Е. А. Мнацаканова.

Следующие

Мелодика (от греч. melōdikós — мелодический, песенный), 1) учение о мелодии; 2) мелодические особенности определённо… читать дальше



Мелодика речи, совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении … читать дальше



Мелодика стиха, система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. с. быв… читать дальше