Большая советсткая энциклопедия Мейербер Джакомо
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Мейербер Джакомо

Мейербер (Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия — Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, — 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное образование получил под руководством М. Клементи (фортепино), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, который направил интерес М. к оперному искусству. 1816—24 провёл в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из которых наибольший успех имела "Крестоносец в Египте" (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М. — генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к началу 30-х гг. Был связан в своём развитии с различными творческими школами (немецкой, итальянской). Создал стиль героико-романтической большой оперы. Уже ранние его сочинения обнаружили тяготение к героическим темам и образам, к широким концепциям. В 30—40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произведения (на либретто Э. Скриба), в том числе опера "Роберт-Дьявол" (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере "Гугеноты" (1836, там же; в России — под названием "Гвельфы и гибеллины"). В "Пророке" (1849, там же; в России — под названием "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский") обнаружились некоторые недостатки этого типа оперы, "Африканка" (1865, постановка посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологические и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой музыкально-драматургической линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против "мейерберовщины", её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комические оперы: "Северная звезда" (1854, Париж) и "Плоэрмельское прощение" ("Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, оркестровые произведения, театральная музыка (в т. ч. музыка к драме "Струэнзе" М. Бера, брата композитора), фортепианные пьесы, песни.

Лит.: Кремлев Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350—65; Curzon P. H. de, Meyerbeer, P., [1910]; Becker H., Der Fall Heine-Meyerbeer, B., 1958.

Т. Н. Ливанова.

Следующие

Мейер (Meyer) Виктор (8.9.1848, Берлин, — 8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский университет. Пр… читать дальше



Мейергоф (Meyerhof) Отто (12.4.1884, Ганновер, — 6.10.1951, Филадельфия), немецкий биохимик, член Национальной АН США (1949). Об… читать дальше



Мейер (Meyer) Конрад Фердинанд (11.10.182.5, Цюрих, — 28.11.1898, Кильхберг), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Вых… читать дальше