Большая советсткая энциклопедия Массовая политическая литература
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Массовая политическая литература

Массовая политическая литература, агитационно-пропагандистская литература, термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентаций на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистических странах М. п. л. является важным средством коммунистического просвещения и воспитания народа.

В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й половине 19 века как одно из эффективных средств идеологической и организаторской работы политических партий в массах. Ещё в конце 40-х годов К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали необходимость "распространять дешево изданные популярные произведения и брошюры коммунистического содержания" для объединения рабочих (Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 19). В России произведения революционно-демократической литературы, написанные специально для народа, стали выходить с начала 1860-х годов (прокламации, "Историческая библиотека" Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и И. И. Панаева, и т. д.). В 70-е годы нелегально издавались агитационные произведения революционных народников "для крестьян и фабричных" ("Русскому народу" А. В. Долгушина, "Хитрая механика" В. E. Варзара и т. д.). Новый этап в развитии М. п. л. начался с 1883—84, когда плехановская группа "Освобождение труда" стала выпускать 2 серии брошюр ("Библиотека современного социализма" и "Рабочая библиотека"), популяризировавшие марксизм как научную идеологию пролетариата. Ленинский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895) тесно связал М. п. л. с практикой борьбы за социализм (брошюры В. И. Ленина "Объяснение закона о штрафах", 1895, "К деревенской бедноте", 1903, и другие). Придавая первостепенное значение политической периодике, Ленин, большевики в то же время заботились и об издании популярных брошюр по вопросам марксизма и революционной борьбы, адресуя их разным категориям читателей (рабочим, крестьянам, солдатам). В 1904 М. п. л. выпускало "Издательство социал-демократической литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина" в Женеве. 3-й съезд РСДРП (1905) поставил задачу создания агитационных и пропагандистских брошюр на национальных языках. В годы Революции 1905—07 небывалый размах получило легальное издание М. п. л. По словам Ленина, "Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами” так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России" (Полное собрание сочинений, т. 22, с. 83). Массовую популярную марксистскую литературу выпускали большевистские издательства "Вперёд", "Зерно", позднее — "Жизнь и знание", "Прибой", "Просвещение", "Волна" и другие (см. Большевистская печать), а также ряд демократических издательств ("Знание", "Парус" и других). После Октябрьской революции 1917 М. п. л. была поставлена на службу социалистическому строительству. Выпуск её в 20-е годы осуществляли издательство ВЦИК, "Коммунист", отдел партийной литературы Госиздата, "Красная новь", в 30-е годы — Масспартгиз, "Московский рабочий" и другие.

Ныне М. п. л. в СССР выпускается большинством центральных, республиканских издательств, зональными и областными книжными издательствами; крупнейшие из них — Политиздат, "Знание", "Молодая гвардия". В 1971 издано свыше 5 тысяч названий книг и брошюр массово-политического характера общим тиражом около 139 млн. экземпляров (в 1940 — 3,3 тысячи названий тиражом 63,8 млн. экземпляров); произведения М. п. л. публиковались более чем в 6 тысячах газет различных типов, в партийных, комсомольских, а также в общественно-политических и литературно-художественных журналах.

Коммунистическая партия осуществляет повседневное руководство изданием и распространением М. п. л., определяет её задачи на каждом этапе коммунистического строительства (см. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов, М., 1972). В. И. Ленин и литераторы ленинской школы внесли большой вклад как в развитие М. п. л., так и в разработку принципиальных основ её теории.

В современной М. п. л. выделяют две основные разновидности: пропагандистскую и агитационную. Социалистическая пропагандистская литература разъясняет массовому читателю гносеологический, классовый и практический смысл идеологических теорий (философии, политической экономии, научного коммунизма), помогает понять сущность социальных фактов и процессов, закономерный и прогрессивный характер деятельности марксистско-ленинских партий и социалистических государств, добиваясь того, чтобы знания формировали у людей активное отношение к общественной жизни. Агитационная литература отражает, как правило, типичные, политически значимые и несущие большой эмоциональный заряд факты и события текущей общественной жизни, давая им главным образом эмоциональную морально-политическую оценку с позиций классового идеала; она формирует обобщённый, классово-оценочный, эмоционально окрашенный образ социальных явлений, опираясь на непосредственный опыт масс. См. также Публицистика.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Коммунисты и Карл Гейнцен, Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 268—85; Энгельс Ф., Предисловие к первому немецкому изданию "Развития социализма от утопии к науке", там же, т. 19, с. 321—23; Ленин В. И., Что делать?, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 6; его же. Попятное направление в русской социал-демократии, там же, т. 4; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 8, М., 1940.

Л. Н. Кастрюлина.

Следующие

Массовая сила, сила, действующая на каждый элемент объёма тела и пропорциональная массе этого элементарного объёма; то же, что о… читать дальше



Массового обслуживания теория, математическая дисциплина, изучающая системы, предназначенные для обслуживания массового потока т… читать дальше



"Массовое действо", театрализованное зрелище, в котором участвуют большие массы народа (исполнители и зрители). "… читать дальше