Большая советсткая энциклопедия Макетная киносъёмка
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Макетная киносъёмка

Макетная киносъёмка, киносъёмка с использованием уменьшенных в определённом масштабе макетов и моделей различных объектов, сооружений, машин и т. д. Различают 2 основных вида М. к.: киносъёмка одних макетов и комбинированная киносъёмка с так называемой домакеткой, когда в одном кадре макет перспективно совмещается с объектами, имеющими натуральные размеры. Киносъёмка одних макетов применяется, когда съёмка подлинных или декоративных объектов в натуральную величину практически неосуществима или требует слишком больших затрат. Посредством М. к. изображают панорамы городов, военные сражения, извержение вулкана и т. д. Чтобы сделать незаметной при просмотре на киноэкране разницу скорости действий, протекающих в подлинных объектах и в макетах, применяют ускоренную киносъёмку с тем большей частотой смены кадров (60—90 и более кадров в 1 сек), чем крупнее план изображения и меньше масштаб макета. Точность воспроизведения объекта в макете должна быть высокой, так как изображения макетов увеличиваются при проекции на киноэкран в несколько сот раз. Поэтому М. к. ведётся преимущественно в самых общих и дальних планах изображения с добавлением на первом плане декоративных фрагментов в натуральную величину.

Комбинированные киносъёмки с домакеткой применяют главным образом для изображения тех частей особо крупных и дорогих декораций, на фоне которых не происходит игрового действия. Посредством домакетки часто изображают видные на заднем плане или сбоку монумент, объекты и те верхние части сложных интерьерных декораций (лепные потолки, купола), которые надо показать в разных ракурсах. В таких случаях не только уменьшаются затраты на декорации, но и появляется возможность создания изобразительных эффектов, невозможных при сооружении декораций в масштабе 1: 1 (рис.). Киносъёмки с домакеткой части кадра применяются также как метод переоформления (изменения внешнего вида) подлинного объекта. Для этого реальный пейзаж совмещается в кадре с макетными достройками, изображающими, например, "замок на вершине холма" или "сказочный город" на берегу реальной реки.

Лит.: Птушко А. Л., Ренков Н. С., Комбинированные и трюковые киносъёмки, М., 1948; Толмачев В. Б., Полянский К. Н., Проектирование и постройка кинодекораций, М., 1956: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961.

В. Б. Толмачев.

Следующие

Маки (от франц. maquis — заросли вечнозелёных колючих труднопроходимых кустарников), одно из названий отрядов французских партиз… читать дальше



Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, пис… читать дальше



Маки домовый (Tarsius spectrum), полуобезьяна семейства долгопятов.… читать дальше