Большая советсткая энциклопедия Мазаччо
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Мазаччо

Мазаччо [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи кватроченто, М. в своём творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал [с 1424(?)] с Мазолино да Паникале; чёткое разделение произведений Мазолино и М. составляет одну из запутаннейших задач современного искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ М. ("Мадонна со святой Анной", совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция; полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части — в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 М. исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М., — "Изгнание из рая", "Чудо со статиром", "Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью", "Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню"); помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, М. вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Во фреске "Троица" (около 1426—27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М., очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужественное искусство М. оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Лит.: Романов Н. И., Мазаччо, "Ученые записки МГУ", в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; MesniI J., Masaccio et les débuts de la Renaissance, La Haye, 1927; Parronchi A., Masaccio, Firenze, 1966; Berti L., Masaccio, L. — Phil., 1967.

Следующие

Маздакизм, религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Назван… читать дальше



Маздакитское движение, движение крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 90-х годов 5 — конец 20-х годов 6 в… читать дальше



Маздеизм (от имени верховного божества Ахурамазды), распространённое название ряда древне-иранских религий с первых веков 1-го т… читать дальше