Большая советсткая энциклопедия
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

"Лишний человек"

"Лишний человек", социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно — дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время — душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование "Л. ч." вошло во всеобщее употребление после "Дневника лишнего человека" (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение — Онегин ("Евгений Онегин" А. С. Пушкина), затем Печорин ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова), Бельтов ("Кто виноват?" А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин ("Рудин"), Лаврецкий ("Дворянское гнездо") и др. Черты духовного облика "Л. ч." (подчас в усложнённом и измененном виде) прослеживаются в литературе 2-й половины 19 — начала 20 вв. (в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького). Типология "Л. ч." сказалась в лирике (Лермонтов, Н. П. Огарев). В западноевропейской литературе "Л. ч." в известной мере близок герой, вызванный к жизни "длительным похмельем" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 8, с. 122) после буржуазной революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе ("Адольф" Б. Констана, "Исповедь сына века" А. де Мюссе). Однако противоречия русской действительности, контраст "цивилизации и рабства" (см. А. И. Герцен, Собрание сочинений, т. 7, 1956, с. 205), неразвитость общественной жизни выдвинули "Л. ч." на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность его переживаний. На рубеже 50—60-х гг. революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов резко критиковали "Л. ч.", его нерешительность и пассивность, вместе с тем неправомерно сводя содержание проблемы "Л. ч." к теме либерализма. С переоценкой "Л. ч." выступил и Ф. М. Достоевский, осудив его индивидуализм и оторванность от народной почвы. Литературный образ "Л. ч.", возникнув как переосмысление романтического героя (Дж. Байрон, Пушкин), складывался под знаком реалистической портретизации, выявления разности между персонажем и автором. Существенным в теме "Л. ч." был отказ от просветительских установок во имя беспристрастного анализа "истории души человеческой" (Лермонтов), что создавало почву для глубокого психологизма и последующих завоеваний реализма.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Русский человек на rendez-vous, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Гончаров И. А., "Мильон терзаний". Собр. соч., т. 8, М., 1952.

Ю. В. Манн.

Следующие

Ли Юань (храмовое имя — Гао-цзу) (566 — 25.6.635), китайский император в 618—626, основатель династии Тан. Крупный феодал из про… читать дальше



Ли Юань-хун (19.10.1864, у. Хуанпи, пров. Хубэй, — 3.6.1928, Тяньцзинь), китайский военный и политический деятель. Накануне бурж… читать дальше



Ли Юй (другие имена — Ли Хоучжу, Ли Чун-гуан) (937 — 15.8.978), китайский поэт. Последний император (961—976) династии Южная Тан… читать дальше